Биология 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 1 от «31» августа 2022 года)

приказом №15
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2022 года

Рабочая программа
по учебному предмету
"Биология "
7 класс

г. Приморск

Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной программы и сформирован в соответствии с
документами:
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
25.08.2022 г. № 19 – 26047/2022«Об организации деятельности в 2022/2023 учебном году;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана в
соответствии
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного
общего
и
среднего
общего

образования»; «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
«Новошинская специальная (коррекционная) школа» (ГБОУ «Новошинская С(К)Ш») (далее Учреждение), на основе авторской программы
«Специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос», Просвещение 2014г.); учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса,
способствует их умственному развитию.
Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и
задачи курса, дается обоснование содержания. В содержании представлены основные блоки и разделы с указанием количества часов.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной
рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Цели и задачи
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения
объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие,
как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др. Соответственно целью обучения биологии в 7 классе
является способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными
ценностями.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений;
― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например,
комнатными) растениями;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому воспитанию;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления,
подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь
и другие психические функции.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического,
физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и
ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и
человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и
проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению
интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать
мышление и речь.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения
объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие,
как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.
Место учебного предмета в учебном плане
Обоснование разбивки часов по четвертям
7 класс
Количество
Количество
Количество
Количество
Количество
Экскурсии
часов
контрольных
лабораторных
демонстрации
практических
работ
работ
опытов
работ
I четверть 18
1
5
2
1
1
II четверть 14
1
4
2
1
III
1
четверть
20
1
2
IV
7
2
четверть
16
2
Всего
68
5
7
6
10
5
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Всего
Теоретических
Практические
Экскурсий
1
Введение
2
2
2
Общее знакомство с цветковыми
24
24
3
2
растениями. Растение – целостный
организм.
3
Контрольная работа «Растения
2
2
-

4
5

6
7

8
9
10

живой организм»
Многообразие бактерий, грибов и
растений
Контрольная работа по теме
«Многообразие бактерий, грибов и
растений».
Однодольные и двудольные
цветковые растения
Контрольная работа по теме
«Однодольные и двудольные
цветковые растения».
Практические работы на
пришкольном участке
Итоговая контрольная работа
Резервное время

9

9

-

-

1

1

-

-

20

20

2

-

1

1

-

3

5

-

5

1
3
68

59

10

5

В том числе:
Лабораторная работа - 7
Практических работ - 10
Демонстрация опытов - 6
Личностные и предметные результаты освоения предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП относят:
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам
Биология:
Минимальный уровень:
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;
знание особенностей внешнего вида изученных растений, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений, правил поведения в природе, техники безопасности в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога;
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Формирование базовых учебных действий
V-IXклассы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться
школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться
в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные
виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать
готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессам.
Содержание образовательной программы
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Введение
2
2
Общее знакомство с цветковыми растениями
7 (6+1 экскурсия)
3
Семена растений
5
4
Корни и корневые системы
3
5
Лист
5
6
Стебель
3
7
Растение – целостный организм
2
8
Разнообразие бактерий и грибов
3
9
Многообразие растительного мира
7 (6+1 экскурсия)
10
Однодольные и двудольные растения
21
11
Труд на пришкольном участке
11 (10+1 экскурсия)
Введение
Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.

Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере
растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).
Подземные и наземные органы растения
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие
и сочные. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести
семян.
Практическая работа:
 определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
 условия, необходимые для прорастания семян;
Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их
значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле.
Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями
(значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов: образование крахмала в листьях растений на свету; испарение воды листьями;дыхание растений
(поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся,
стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение
стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических
веществ). Образование стебля. Побег.
Демонстрация опыта:передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Экскурсии:в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября), с
осенними явлениями в жизни растений.
Многообразие бактерий, грибов, растений
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы.Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при
отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их
размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:зимние явления в жизни растений.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия
(строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).
Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа:Строение луковицы.
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод
садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин
— многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование
человеком.
Практические работы:
 в саду, на школьном учебно-опытном участке;
 вскапывание приствольных кругов;
 рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия: весенние явления в жизни растений
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Учебно – методическое обеспечение:

Программа Воронковой В. В. 2014 г. Москва Владос Естествознание (биология) Неживая природа 2 часа в неделю.
Всего 68 часов

Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы «Биология. Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс З.А. Клепинина, Москва Просвещение

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З.А. Клепинина Москва Просвещение.
Материально – техническое обеспечение:
Приложение:
1. Интерактивная доска.
2. Ноутбук.
Форма аттестации.
-устный контроль (устный опрос и беседа) и самоконтроль;
-письменный контроль (контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, индивидуальная работа по карточкам) и самоконтроль;
-лабораторно-практический контроль и самоконтроль;
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок,
возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут
оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия
помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает
основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра
оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.

Календарно – тематическое планирование
№
Раздел
урока, программы
дата
Тема урока
1.

Введение
Многообразие
растений.
Цветковые и
бесцветковые

Методы и формы
работы.
Количество часов

Оборудование

Домашнее
задание

Коррекционные задачи

Введение (2 часа)
Беседа, работа с
Таблица
Стр. 5-8,
Знакомство с живой природой. Формирование
учебником,
«Многообразие
вопросы стр. 7- умения работы с учебником, лабораторным
оборудованием. 1 час растений», таблица
8
оборудованием.
«Царство растений»,
таблица «Жизненный

растения.

2.

Беседа, работа с
Введение
Значение и охрана оборудованием и
растений.
таблицами.1 час

3.

Практическая
работа «Уборка
репчатого лука и
столовых
корнеплодов
(свёклы, моркови),
их сортировка и
хранение».
Осенняя перекопка
почвы.
Практическая
работа «Осенний
уход за
кустарниками

4.

Самостоятельная
работа учащихся
1 час

Самостоятельная
работа учащихся
1 час

цикл растений»,
таблица «Культурные и
дикорастущие
растения», учебник,
тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной доской,
конспект урока,
презентации.
Учебник, тетрадь,
Стр. 8-13,
Воспитание бережного отношения к растительному
рабочая тетрадь,
вопросы стр. 13 миру природы. Продолжение формирования умения
гербарии «Культурные
работы с оборудованием.
растения»,
«Лекарственные
растения», «Деревья и
кустарники», карточки
с заданиями, конспект
урока, презентация.
Труд на пришкольном участке (2 часа)
Хозяйственно –
Формирование умений самостоятельной работы с
огородный инвентарь
хозяйственным оборудованием.

Хозяйственно –
огородный инвентарь

Продолжение формирование самостоятельной работы
учащихся.

(малина,
смородина)».
Обработка почвы в
приствольных
кругах плодового
дерева.
5.

Общее знакомство с
цветковыми
растениями Строение растения.

6.

Общее знакомство с
цветковыми
растениями Строение цветка.

7.

Общее знакомство с
цветковыми
растениями Соцветия.

8.

Общее знакомство с
цветковыми
растениями Опыление цветков.

Общее знакомство с цветковыми растениями (7 часов)
Рассказ учителя,
Таблица «Строение
Стр.14-16,
практическая
растения», гербарии,
вопросы
работа№1, работа с лупа, картинки, учебник,
оборудованием.1 час тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской, презентации,
конспекты урока.
Объяснение учителя, Таблица «Строение и
Стр. 16-19,
практическая
разнообразие цветов»,
вопросы
работа№2, работа с модель цветка, картинки,
оборудованием.1 час гербарий, лупы, учебник,
тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской, карточки с
заданиями, конспект
урока, презентация.
Рассказ учителя,
Таблица «Соцветия»,
Стр. 19-21,
работа с
гербарии растений,
вопросы
оборудованием.1 час картинки, учебник,
стр. 21
тетрадь, рабочая тетрадь,
работа интерактивной
доской, конспект урока,
презентации.
Рассказ учителя,
Учебник, тетрадь, рабочая Стр.21-24,
работа с
тетрадь, модель цветка,
вопросы
микроскопом и
микроскоп,

Развитие умения работы с таблицей,
лабораторным оборудованием.

Развитие умения самостоятельно
выполнять лабораторную работу.

Развитие наблюдательности.

Развитие познавательных процессов.
Умение работать с лабораторным
оборудованием.

микропрепаратом.
1 час

микропрепарат
«Пыльник», работа с
интерактивной доской,
конспект урока,
презентация.
9. Общее знакомство с
Рассказ учителя,
Коллекция плодов и
работа с
семян, таблица
цветковыми
растениями Разнообразие плодов. оборудованием.1 час «Разнообразие плодов»,
учебник, тетрадь, рабочая
тетрадь, картинки. Работа
с интерактивной доской,
презентация, конспект
урока.
10. Общее знакомство с
Рассказ учителя,
Учебник, тетрадь, рабочая
работа с
тетрадь, набор семян,
цветковыми
растениями Распространение
оборудованием.1 час гербарии «Плоды и
плодов и семян.
семена», «Плоды
сельскохозяйственных
растений», конспект
урока.
11. Экскурсия в природу «Осенние Наблюдения за
Дневник наблюдений
явления в жизни растений».
природой, беседа.
Подготовка сада к зиме.
1 час
Семена растений (5 часов)
12. Семена
Рассказ учителя,
Таблица «Семена
Стр. 31-34,
растений Внешний вид и практическая
однодольных и
вопросы
строение семени
работа№3, работа с двудольных
двудольных растений (на оборудованием.1 час растений»,
примере фасоли).
коллекция семян,
лупа, учебник,
тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной

Стр. 24-27, Развитие умения работы с
вопросы
оборудованием.
стр. 27

Стр. 28-31, Экологическое воспитание.
вопросы
стр. 31

Отчёт по
экскурсии

Сформировать представление о мире,
который окружает человека.

Формирование умения выполнять лабораторную
работу.

13.

14.

15.

16.

17.

доской.
Таблица «Семена
Стр. 35-36, Продолжить развитие умений работы с
однодольных и
вопросы
лабораторным оборудованием.
двудольных
растений»,
коллекция семян,
лупа, учебник,
тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной
доской,
презентация.
Семена растений Условия Рассказ учителя,
Коллекция семян,
Стр. 37-39, Развитие наблюдательности, умение работать с
прорастания семян.
демонстрация опыта. банки, вода,
вопросы стр. коллекцией.
1 час
учебник, тетрадь,
39
рабочая тетрадь,
презентация, работа
с интерактивной
доской, конспект
урока.
Рассказ
учителя,
Коллекция семян,
Стр. 40-44, Развитие умения анализировать, сравнивать,
Семена
растений Определение
практическая
учебник, тетрадь,
вопросы
обобщать, выделять главное в теме.
всхожести семян. Правила работа№5, работа с рабочая тетрадь,
заделки их в почву.
оборудованием.1 час семена, почва,
карточки с
заданиями, конспект
урока.
Обобщающий урок.
Контрольная работа.
Закрепление полученных ранее знаний.
1 час
Корни и корневые системы (3 часа)
Рассказ учителя.
Таблица «Виды
Стр. 44-46,
Развитие мышления.
Корни и корневые
системы Виды корней.
1 час
корней»,
49-50,
Значение корня.
иллюстрации,
вопросы
Семена
растений Внешний вид и
строение семени
однодольных растений (на
примере пшеницы).

Рассказ,
практическая
работа№4, работа с
оборудованием.1 час

18.

19.

20.

учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
работа с
интерактивной
доской, конспекты
урока.
Рассказ учителя,
Таблица «Типы
Стр. 47-49,
Развитие умений работать с таблицами и
Корни и корневые
системы Строение корня.
работа с таблицами и корневых систем»,
вопросы
гербарием.
Корневые системы.
оборудованием.1 час гербарии растений,
таблица «Внешнее и
внутреннее строение
корня», таблица
«Зоны корня»,
микроскоп,
микропрепараты
«Корневой чех лик»,
«Корневой волосок»,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
работа с
интерактивной
доской, презентация.
Рассказ с элементами Таблица
Стр. 51-53,
Развитие речи.
Корни и корневые
системы Видоизменения
беседы. 1 час
«Видоизменения
вопросы
корней (корнеплод и
корней», таблица
корнеклубень).
«Корнеплоды»,
гербарии, картинки,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
карточки с заданиями,
презентация.
Лист (5 часов)
Рассказ учителя,
Таблицы «Строение и Стр. 54-57,
Усвоение нового материала.
Лист

Внешнее
строение листа.

21.

22.

23.

24.

работа с
оборудованием.1 час

разнообразие листьев»,
«Клеточное строение
листа», картинки,
гербарии, учебник,
тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной доской,
конспекты урока,
презентации.
Рассказ учителя,
Подсолнечник,
Лист
Вещества,
демонстрация
картофель, йод, листья
входящие в
опытов.1 час
герани, микроскоп,
состав растений.
микропрепараты «Лист
Образование
камелии», «Эпидермис
органических
листа герани»,
веществ в
учебник, тетрадь,
растении.
рабочая тетрадь,
карточки с заданиями.
Рассказ, демонстрация Растения, пробирки,
Лист
Испарение воды опыта, работа с
вода, таблица
листьями.
учебником.1 час
«Клеточное строение
листа», учебник,
тетрадь, рабочая
тетрадь.
Рассказ, демонстрация Растения, пробирки,
Лист
Дыхание
опыта, работа с
вода, учебник, тетрадь,
растений.
учебником.1 час
рабочая тетрадь,
карточки с заданиями.
Беседа. 1 час
Открытки, фотографии,
Лист
Листопад и его
учебник, тетрадь,
значение.
рабочая тетрадь,
конспект урока,
презентация.

вопросы

Стр.57-62,
вопросы

Развитие наблюдательности. Развитие
познавательных процессов.

Стр. 62-64,
вопросы стр.
64

Развитие мышления.

Стр. 65-68,
вопросы

Развитие умения анализировать, сравнивать.

Стр. 68-70,
рисунок

Экологическое воспитание.

25.

26.

27.

28.

Стебель (3 часа)
Таблица «Строение
Стр. 71-73,
Развитие мышления. Развитие умения работать с
стебля», таблица
вопросы стр. 73 учебником и тетрадью.
«Внутреннее и
клеточное строение
стебля липы»,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
работа с
интерактивной доской,
конспект урока,
презентация.
Рассказ, демонстрация Растение, стакан с
Стр. 73-75,
Развитие наблюдательности
Стебель
Передвижение
опыта, работа с
водой, микроскоп,
вопросы
воды и
оборудованием.1 час микропрепарат «Ветка
минеральных
липы», учебник,
веществ по
тетрадь, рабочая
стеблю.
тетрадь, презентация.
Рассказ с элементами Таблица
Стр. 76-79,
Развитие устной речи.
Стебель
Разнообразие
беседы. 1 час
«разнообразие
вопросы стр. 79
стеблей.
стеблей», гербарии,
картинки, учебник,
тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной доской,
конспект урока,
презентация.
Растение – целостный организм (2 часа)
Взаимосвязь всех Беседа, работа с
Учебник, тетрадь,
Стр. 79-82,
Закрепление всех полученных ранее знаний.
частей растений. учебником и
рабочая тетрадь,
вопросы
Связь растений с иллюстрациями.
иллюстрации,
окружающей
1 час
конспект урока.
средой.
Стебель
Строение и
значение стебля.

Рассказ учителя,
работа с таблицами.1
час

29.

30.

31.

32.

33.

Контрольная работа. 1
Контроль знаний.
час
Разнообразие бактерий и грибов (3 часа)
Разнообразие бактерий Рассказ с элементами Таблица «Бактерии», Стр. 204-208, Формирование правильного понимания
и грибов Бактерии.
беседы. 1 час
презентации, учебник, вопросы стр. природных явлений.
Общее понятие.
тетрадь, рабочая
208
Значение в природе и
тетрадь, конспекты
жизни человека.
урока.
Стр. 209-212, Экологическое воспитание.
Разнообразие бактерий Рассказ с элементами Таблица
и грибов Строение
беседы, работа с
«Разнообразие
вопросы стр.
грибов.
таблицами.1 час
грибов», гриб
211-212
трутовик, учебник,
тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной
доской, конспекты
урока, презентация.
Открытки,
Стр. 212-216, Воспитание бережного отношения к природе.
Разнообразие бактерий Беседа, доклады
и грибов Разнообразие учащихся, работа с
фотографии, учебник, вопросы стр.
грибов. Правила сбора и оборудованием.1 час тетрадь, рабочая
216
обработки.
тетрадь, таблицы
«Шляпочные грибы»,
«Плесневые грибы»,
«Грибы — паразиты»,
микроскоп,
микропрепараты
«Плесень», «Мукор»,
карточки с заданиями,
конспект урока.
Многообразие растительного мира (7 часов)
Рассказ учителя,
Таблица «Разнообразие
Стр. 84-87, Сформировать представление о мире, который
Многообразие
работа с
мхов», гербарий, таблица
вопросы
окружает человека.
растительного
мира Деление растений на оборудованием.
«Зелёный мох. Кукушкин
стр. 88
Обобщающий
урок.

группы. Мхи.

1 час

34. Многообразие
растительного
мира Папоротники.

Рассказ с
элементами
беседы, работа с
оборудованием.
1 час

35. Многообразие
растительного
мира Голосеменные (сосна
и ель). Их сравнение.
Отличие их от лиственных
деревьев. Размножение.
Использование древесины.

Рассказ с
элементами
беседы, работа с
оборудованием.
1 час

36. Многообразие
растительного
мира Понятие о
минеральных удобрениях
(по учебнику

Рассказ учителя.
1 час

лён», учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
микроскоп, микропрепарат
«Спорогоний кукушкина
льна», работа с
интерактивной доской,
конспекты урока,
презентации.
Таблица «Разнообразие
папоротников», гербарий,
картинки, микроскоп,
микропрепарат «Сорус
папоротника», учебник,
тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской, конспекты урока,
презентация.
Таблица «Сосна
обыкновенная», коллекция
голосеменных растений,
шишка сосны и ели,
гербарии, картинки,
микроскоп, микропрепарат
«Хвоя сосны», учебник,
тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской, конспект урока,
презентация.
Учебник
«Сельскохозяйственный
труд», презентация.

Стр. 88-90,
вопросы

Продолжение формирования умений работы с
гербариями.

Стр. 90-93,
вопросы

Развитие умения самостоятельной работы с
коллекцией.

Стр. 61-70,
вопросы,
записи в
тетради

Формирования у учащихся умения
анализировать.

сельскохозяйственного
труда).
37. Многообразие
растительного
мира Покрытосеменные
(цветковые) растения.

Рассказ с
элементами
беседы, работа с
оборудованием.
1 час

Таблица «Строение и
Стр. 94-96, Развитие познавательных процессов.
разнообразие цветков»,
вопросы
гербарии, картинки,
микроскоп, микропрепарат
«Завязь и семяпочка»,
учебник, тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной доской,
конспекты урока,
презентация.
38. Экскурсия в
Наблюдение за
Дневник наблюдений
Отчёт по
Воспитание бережного отношения к природе.
природу «Зимние явления в природой, беседа.
экскурсии
жизни растений».
1 час
39. Обобщающий урок.
Контрольная
Контроль знаний.
работа. 1 час
Деление однодольных и двудольных растений на классы (21 час)
40. Однодольные растения.
Рассказ учителя,
Таблица «Семейство Стр. 96-97, Развитие познавательных процессов.
Злаковые. Общие признаки. работа с
злаковых», гербарии, вопросы
оборудованием.
картинки, учебник,
1 час
тетрадь, рабочая
тетрадь.
41. Однодольные растения.
Рассказ с
Коллекция семян,
Стр.98-103, Воспитание бережного отношения к дарам
Хлебные злаковые
элементами беседы, гербарии, картинки, вопросы
природы.
культуры.
работа с
микроскоп,
оборудованием.
микропрепарат
1 час
«Зерновка ржи»,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
конспект урока.
42. Однодольные растения.
Рассказ с
Рисунки учебника,
Стр. 103Экологическое, эстетическое воспитание.
Выращивание зерновых.
элементами беседы, учебник, тетрадь,
107,

43. Однодольные растения.
Использование злаков в
народном хозяйстве.

работа с
учебником.1 час
Рассказ с
элементами беседы.
1 час

44. Однодольные растения.
Общие признаки лилейных.
Цветочно-декоративные
лилейные.

Рассказ учителя,
работа с
оборудованием.
1 час

45. Однодольные растения.
Овощные и дикорастущие
лилейные.

Рассказ учителя,
лабораторная
работа№6, работа с
оборудованием.
1 час

46. Двудольные растения.
Общие признаки
Паслёновых.

Рассказ учителя,
работа с
оборудованием.
1 час

47. Двудольные растения.
Беседа,
Картофель и выращивание лабораторная

рабочая тетрадь,
конспект урока.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
гербарии, картинки,
презентации.
Таблица «Семейство
лилейные», гербарии,
картинки, учебник,
тетрадь, рабочая
тетрадь, конспект
урока, презентации.
Таблица, лук, лупа,
гербарии, картинки,
микроскоп,
микропрепарат
«Кожица лука», вода,
стекло предметное,
стекло покровное,
расходный материал к
микроскопам,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
конспекты урока.
Таблица «Семейство
паслёновых»,
гербарий, картинки,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
конспекты урока,
презентация.
Картофель, лупа,
рисунки, гербарии,

вопросы
Стр. 107109,
вопросы
стр. 109
Стр. 110114,
вопросы

Формирование правильного понимания природы.

Стр. 116122,
вопросы

Развитие умения самостоятельно выполнять
лабораторную работу.

Стр. 122124,
вопросы

Развитие познавательных процессов.

Стр. 124129,

Продолжение развития умения самостоятельно
выполнять лабораторную работу.

Развитие умения работать с учебным материалом.

его.

48. Двудольные растения.
Томат. Баклажан. Перец.
Понятие о парниках и
теплицах (совместно с
учебником по
сельскохозяйственному
труду).
49. Двудольные растения.
Цветочно-декоративные
паслёновые.

работа№7, работа с
оборудованием.
1 час
Беседа. 1 час

учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
конспекты уроков,
презентация.
Гербарий, открытки,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
презентации.

Рассказ с
Учебник, тетрадь,
элементами беседы. рабочая тетрадь,
1 час
гербарии, картинки,
презентация.
50. Двудольные растения.
Рассказ с
Коллекция семян,
Общие признаки бобовых. элементами беседы, гербарии, картинки,
Бобы. Горох.
работа с
таблица «Семейство
оборудованием.
бобовые», учебник,
1 час
тетрадь, рабочая
тетрадь, конспекты
урока.
51. Двудольные растения.
Рассказ с
Коллекция семян,
Южные бобовые культуры. элементами беседы. учебник, тетрадь,
Кормовые бобовые
1 час
рабочая тетрадь,
культуры.
гербарии, конспект
урока, презентации.
52. Двудольные растения.
Рассказ учителя,
Таблица «Семейство
Общие признаки
работа с
Розоцветные»,
розоцветных. Шиповник.
оборудованием.
таблица «Шиповник»,
1 час
гербарии, картинки,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,

вопросы

Стр. 131137,
вопросы

Развитие речи.

Стр. 138140,
вопросы

Охрана природы.

Стр. 141145,
вопросы

Развитие наблюдательности.

Стр. 145150,
вопросы

Экологическое воспитание.

Стр. 150153,
вопросы
стр. 153

Формирование представления о мире, который
окружает человека.

53. Двудольные растения.
Яблоня. Груша. Вишня.
(совместно с учебником по
сельскохозяйственному
труду).
54. Двудольные растения.
Малина. Земляника.
Персики и абрикосы.
55. Двудольные растения.
Общие признаки
сложноцветных.
Подсолнечник.

56. Двудольные растения.
Однолетние
сложноцветные.
57. Двудольные растения.
Многолетние
сложноцветные.
58. Доклады учащихся.
59. Обобщающий
урок «Однодольные и
двудольные растения».

Беседа, работа с
учебником.1 час

Беседа, доклады
учащихся, работа с
учебником.1 час

презентации,
конспекты урока.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
гербарий, конспект
урока, презентации.

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
гербарий, картинки,
конспект урока.
Рассказ с
Коллекция семян,
элементами беседы, таблица «Семейство
работа с
Сложноцветные»,
оборудованием.
гербарий, учебник,
1 час
тетрадь, рабочая
тетрадь, конспекты
урока, презентация.
Беседа, работа с
Учебник, тетрадь,
учебником.1 час
рабочая тетрадь,
гербарии, конспект
урока.
Беседа, работа с
Учебник, тетрадь,
учебником.1 час
рабочая тетрадь,
гербарии, конспект
урока.
Самостоятельная
работа учащихся.
1 час
Контрольная работа.
1 час

Стр. 153159,
вопросы

Воспитание бережного обращения с культурами.

Стр. 160168,
вопросы

Развитие познавательных процессов.

Стр. 169173,
вопросы
стр. 173

Продолжение умения работы с таблицами и
коллекцией.

Стр. 174176,
вопросы
стр. 176
Стр. 177180,
вопросы
стр. 180

Формирование правильного понимания
природных явлений.

Труд на пришкольном участке (9 часов)

Формирование умений сравнивать и обобщать.

Развитие речи. Развитие умений самостоятельной
работы учащихся.
Закрепление знаний.

60.

61.

Экскурсия в
природу «Весенние
явления в жизни
растений».
Перевалка комнатных
растений.

62.

Пересадка комнатных
растений.

63.

Весенняя уборка сада
и весенняя обработка
почвы».

64.

Посадка растений.

65.

Посадка растений.

66.
67.

Обобщающий урок.
Подведение итогов за
год.
Труд на пришкольном
участке.

68.

Наблюдения за природой,
беседа.
1 час

Дневник
наблюдений.

Воспитание бережного отношения к природе.

Практическая часть.
Самостоятельная работа
учащихся.
1 час
Практическая
часть. Самостоятельная
работа учащихся, работа с
интерактивной доской.1 час
Практическая
часть. Самостоятельная
работа учащихся.
1 час
Практическая
часть. Самостоятельная
работа учащихся.
1 час
Практическая
часть. Самостоятельная
работа учащихся.1 час
1 час
1 час

Растения, горшки,
вода, земля,
конспекты урока.

Воспитание трудолюбия.

Растения, горшки,
вода, земля,
презентация,
конспекты урока.
Хозяйственно –
огородный
инвентарь.
Конспект урока.
Хозяйственно –
огородный
инвентарь

Воспитание трудолюбия.

Хозяйственно –
огородный
инвентарь

Воспитание трудолюбия.

1 час

Воспитание трудолюбия.

Воспитание трудолюбия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».