География

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
(протокол № 1 от «31» августа 2022 года)

приказом №15
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2022 года

Рабочая программа
по учебному предмету
"География "
7 класс

г. Приморск

Пояснительная записка
Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной программы и сформирован в соответствии с
документами:
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
25.08.2022 г. № 19 – 26047/2022«Об организации деятельности в 2022/2023 учебном году;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
28
декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7 класса и составлена с учётом возрастных и психологических
особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами

учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «География».

Курс географии имеет много смежных тем с историей,

естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Программа преподавания
географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что
способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических знаний.
Цель обучения:
всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи обучения:
1.
2.
3.
4.

Освоение знаний о географическом положение стран, природе и населения.
Ознакомление с культурой и бытом разных народов; расширение лексического словаря.
Овладение умениями анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Формирование знаний овладение знаниями, необходимыми для применения в жизни; содействовать эстетическому, экологическому
воспитанию.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год. По учебному плану на изучение данного предмета в 7 классе отводится 2 часа в

неделю, 68 часов в год.

Виды и формы организации учебного процесса:
Базовыми подходами к преподаванию дисциплины являются системно - деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный.
Приоритетными формами организации деятельности обучающихся являются: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах и группах, коллективная работа, практическая деятельность учащихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проектная деятельность; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые;
личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Общая характеристика учебного предмета
Предмет «География» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности. Программа реализует современный
взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде географических и контурных карт, макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации:
устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с
предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
В процессе изучения географического материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение,
речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи
и зависимости).
Программа по географии в 7 классе включает следующие разделы:
1. Общая характеристика. Особенности природы и хозяйства России.
2. Природные зоны России.
3. Обобщение.
Раздел «Общая характеристика. Особенности природы и хозяйства России» в 7 классе направлен на формирование у обучающихся
целостных представлений о нашей Родине, разнообразии его природных условий и ресурсов, населении и хозяйстве. При изучении раздела
«Природные зоны России» обучающиеся знакомятся с особенностями климата, природы, хозяйственной деятельности людей, местными
экономическими, социальными и экологическими проблемами, достопримечательностями разных уголков нашей Родины, учатся
пользоваться современными географическими и контурными картами, глобусом, понимать причинно-следственную зависимость между
географическим положением природных зон и природными условиями, ресурсами, хозяйственной деятельность населения.
В разделе «Обобщение» закрепляются знания по изученному курсу. Такое построение программы поможет установить у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) взаимосвязь между климатом, растительным и животным
миром, занятиями населения, создавая целостную картину природных условий и богатств России. Одной из задач курса «Географии»

является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и
разнообразные практические работы, которые позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Наличие в
программе экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в
естественных условиях способствует более прочному формированию географических представлений и понятий), так и содержанием
учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному
наблюдению обучающимися). Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы,
выполняются совместно с учителем.
Результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «География России» для учащихся 7 класса включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках географии будут формироваться следующие личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ, осознания своей этнической и
национальной принадлежности, гражданственности;
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему, многонационального народа России, ценностям
многонационального российского общества;
- формирование представлений у обучающихся о России как многонациональном государстве, разнообразии народов их традиций,
вероисповеданий;
- воспитание интернациональных чувств, толерантного отношения к людям других национальностей и представителям малых коренных
народов;
- формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
- формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизнью и здоровью людей (наводнение, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
- совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
-формирование навыка преобразования материала из одного вида в другой (текст в таблицу, схему);
- формирование навыка самостоятельной работы с учебными пособиями (карта, рабочая тетрадь, словарь, учебник);
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе
ее сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы;
- формирование положительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- учить детей гордиться богатствами недр страны, его лесными массивами и понимать необходимость их рационального использования;
- воспитание эстетических чувств и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «География России»,
характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в
практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению географии;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением собственного здоровья.
В программе 7 класса по предмету «География России» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
- название своего государства, его столицы;
- название родного города, села, поселка;
- названия природных зон России;
- типичных представителей растительного и животного мира в природных зонах;
- основные занятия населения в природных зонах;
- правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- выполнять несложные задания под контролем учителя;
- выполнять простые схематические зарисовки, рассказывать об изучаемых географических объектах, показывать географические
объекты на карте;
- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе;
- принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды (под контролем взрослого);

- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
- природные зоны России;
- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
- хозяйства, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
- название географических объектов на территории России, указанных в программе;
- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
- показывать границы России на глобусе, карте, полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарные
описания природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
- показывать по картам географические объекты, указанные в программе;
- устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями
населения;
- делать несложные макеты изучаемых природных зон;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий, правильно вести себя в природе;
- проявление желания участвовать в обсуждениях изученного;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей
работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы.
Изучение предмета «География России» в 7 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между
частями
слова, частями речи, в работе с предложением;
- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико- орфографических умений, для решения
коммуникативно-речевых практических задач.
Критерии оценивания предметных результатов
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня
освоения темы обучающимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной
общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность
ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать,
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или
разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и
делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает
ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Отметка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты
Отметка «5» ставится ученику, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования
и объектов, а также работа по закладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при
закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки); в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если: правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта
проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании
выводов.
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки;
логично, доступно оформлены результаты и выводы.
Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков
наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков
наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.
Содержание учебного предмета «Географии»
Раздел I. Общая характеристика. Особенности природы и хозяйства России
(11 часов)

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы Российской Федерации. Символы государства:
герб, флаг, гимн. Европейская и азиатская части России. Экономические районы европейской и азиатской части Российской Федерации.
Административное деление России. Деление РФ на области, края, республики. Федеральные округа РФ. Управление РФ.
Разнообразие рельефа. Наиболее крупные равнины, плоскогорья, низменности и горы России. Географическое положение их на физической
карте.
Полезные ископаемые. Крупные месторождения полезных ископаемых на территории России. Рациональное использование полезных
ископаемых.
Климат России. Влияние географического положения, рельефа на климат. Основные типы климата. Водные ресурсы России. Крупные
реки и озера европейской и азиатской части России. Значение воды для жизни на Земле. Использование воды рек и озер человеком в
процессе жизнедеятельности, в народном хозяйстве. Охрана рек и озер.
Россия – многонациональное государство. Население России. Народы России. Густонаселенные и малонаселенные районы России.
Городское и сельское население. Национальности людей, проживающих на территории РФ, их традиции, вероисповедания и обычаи.
Промышленность – основа хозяйства. Народное хозяйство. Отрасли народного хозяйства. Предприятия тяжелой, легкой и пищевой
промышленности. Продукция, выпускаемая предприятиями.
Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства: земледелие и животноводство.
Транспорт. Грузовой транспорт, его значение. Пассажирский транспорт, его значение. Труднодоступные районы страны. Экономика
европейской и азиатской части России.
Экскурсия: ознакомление с пассажирским и грузовым транспортом Омской области; ознакомление с водоёмами и предприятиями
нашей местности (по выбору учителя).
Раздел II. Природные зоны России (56 часов)
Природные зоны России, их размещение на территории России. Климат в разныхрайонах нашей страны. Влияние климата на
растительный, животный мир. Карта природных зон РФ. Условные цвета карты природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 часов):
Артика. Положение на карте. Острова Северного Ледовитого океана. Особенности природных условий островов. Моря Северного
Ледовитого океана, омывающие северное побережье России. Природа северных морей. Суровый климат Артики. Полярный день. Полярная
ночь. Полярное сияние.
Растительный и животный мир зоны артической пустыни, их особенности. Сравнение растительности и животных Артики с
растительностью и животными своего края.
Артика – малонаселенная природная зона. Занятие населения. Научные исследования
природных условий Артики. Северный морской путь. История и современность. Крупные города – порты на побережье Северного
Ледовитого океана. Значение Северного морского пути для жителей Севера для развития экономики России.

Зона тундры (8 часов):
Зона тундры. Географическое положение на карте. Острова и полуострова Северного Ледовитого и Тихого океана. Рельеф. Полезные
ископаемые.
Климат. Сравнение климата зоны арктических пустынь и зоны тундры. Зима и лето в тундре. Слой многолетней мерзлоты. Водоемы
тундры. Образование болот и озер. Крупные реки, протекающие по тундре. Портовые города: Игарка и Дудинка.
Растительный мир. Условия, необходимые для жизни и роста растений. Влияниеклимата на растительный мир. Особенности
растительного мира тундры. Охрана растительного мира тундры.
Животный мир тундры. Особенности животного мира зоны тундры. Основные представители животного мира. Охрана животных.
Заповедники тундры.
Тундра – малонаселенная природная зона. Коренные народы, проживающие на территории тундры, их быт, обычаи, традиции.
Занятия населения тундры.
.Северный морской путь и его значение для развития народного хозяйства изучаемой природной зоны.
Города западной части тундры: Мурманск, Архангельск. Географическое положение: хозяйство, население, достопримечательности
изучаемых городов.
Города европейской и азиатской части тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Географическое положение, хозяйство, население,
достопримечательности изучаемых городов.
Экологические проблемы Севера. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы, растительного и животного
мира тундры. Охрана природы тундры. Государственная политика в деле охраны северных районов страны. Заповедники тундры.
Лесная зона (18 часов):
Лесная зона. Географическое положение на карте. Разнообразие лесов. Поверхность лесной зоны. Месторождение полезных
ископаемых, расположенные на территории изучаемой природной зоны. Значение леса для жизни на Земле. Бережное отношение к
природным ресурсам.
Климат. Разнообразие климатических условий. Особенности климата европейской и азиатской части лесной зоны.
Водные ресурсы лесной зоны. Крупные реки, озера, каналы. ГЭС. Наводнение. Охрана водных ресурсов.
Растительный мир. Влияние климата на растительный мир лесной зоны. Тайга. Хвойные деревья. Смешанный лес. Лиственный лес.
Хвойные и лиственные деревья родного края. Охрана лесов. Заповедники. Многообразие животного мира лесной зоны. Травоядные
животные. Хищники. Всеядные животные. Приспособление животных к жизни в лесной зоне. Охрана животных. Пушные звери. Разведение
пушных зверей на зверофермах. Значение леса в жизни человека. Бережное отношение к растительному и животному миру лесов. Правила
поведения в лесу.
Центральная Россия – экономически развитый район страны. Географическое положение на карте. Ведущие отрасли
промышленности и сельского хозяйства. Крупнейшие предприятия Центральной России. Крупные города Центральной России,

географическое положение, население, достопримечательности. Северо-Западный район России. Особенности развития промышленности и
сельского
хозяйства. Экологические проблемы. Государственные меры по улучшению экологической ситуации.
Крупные города Северо-Западный район России: Санкт-Петербург, Архангельск.
Географическое положение, население, достопримечательности. Крупные города Северо-Западный район России: Новгород, Псков,
Калининград. Географическое положение, население, достопримечательности. Западная Сибирь. Географическое положение, население,
рельеф, месторождение полезных ископаемых.
Отрасли промышленности. Крупные города Западной Сибири. Восточная Сибирь. Географическое положение, население, природные
богатства. Отрасли промышленности. Крупные города Восточной Сибири. Дальний Восток. Географическое положение.
Особенности природы (землетрясения, извержения вулканов). Месторождения полезных ископаемых. Население. Крупные города
Дальнего Востока. Крупные заповедники, заказники, национальные парки на территории лесной зоны. Влияние хозяйственной деятельности
человека на природу. Охрана природы. Красная книга России.
Зона степей (8 часов):
Лесостепи. Степи. Географическое положение зоны степей на карте. Поверхность степной зоны. Месторождения полезных
ископаемых. Особенности природы. Черноземные и сухие степи. Реки, протекающие по зоне степей. Водохранилища. Каналы. Растительный
мир. Климатические условие степной зоны, их влияние на растительный мир. Приспособление растений к засушливому климату.
Растительный мир сухих и черноземных степей.
Животный мир. Своеобразие животного мира степной зоны. Насекомые, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Обилие
грызунов. Охрана животных. Красная книга. Население степной зоны. Отрасли сельского хозяйства. Житница России. Черноземные степи.
Целинные земли. Отрасли промышленности. Добыча полезных ископаемых. Крупные города лесостепной и степной зоны России: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск.
Географическое положение, население, достопримечательности. Крупные города степной зоны России, расположенные берегах Волги:
Самара, Саратов, Волгоград. Географическое положение, население, достопримечательности. Крупные города степной зоны России: Ростовна-Дону, Ставрополь, Краснодар. Географическое положение, население, достопримечательности. Влияние хозяйственной деятельности
человека на природу степей. Охрана природы. Крупные заповедники, расположенные на территории зоны степей. Красная книга России.
Зона полупустынь и пустынь (7 часов):
Зона полупустынь и пустынь. Географическое положение полупустынь и пустынь на карте. Особенности природы песчаных пустынь.
Поверхность. Крупные местоположения полезных ископаемых. Оазис - центр размещения населения в пустыне. Полупустыни и пустыни –
самые жаркие области нашей страны. Климат. Резко континентальный климат. Реки: Волга и Ахтуба. Причины пересыхания водоемов.
Оазисы. Соленые озера. Астраханский заповедник. Растительный мир. Приспособление растений к жизни в пустыне. Типичные растения

пустынь и полупустынь.
Животный мир. Особенности животного мира зоны пустынь. Типичные представители животного мира изучаемой природной зоны.
Животный мир оазисов. Заповедники. Оазисы. Отрасли сельского хозяйства. Промысел рыбы. Охрана рыбных богатств Каспийского моря.
Население, его обычаи и традиции. Крупные города зоны пустынь и полупустынь: Астрахань, Элиста. Население, достопримечательности,
ведущие отрасли промышленности.
Зона субтропиков (3 часа):
Зона субтропиков. Географическое положение зоны субтропиков на карте. Климат субтропической зоны. Сухие и влажные
субтропики. Благоприятные условия для развития пышной растительности. Широколиственные субтропические леса. Типичные
представители растительного мира субтропической зоны России. Сельское хозяйство. Типичные представители животного мира зоны
субтропиков. Охрана животных. Сочинский национальный парк.
Черноморское побережье Кавказа. Южный берег Крыма. Особенности климатических условий. Курорты Черноморского побережья
Кавказа и южного берега Крыма. Население. Занятия населения.
Города - курорты: Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик. Особенности природы, достопримечательности. Крупный промышленный город
– Новороссийск. Города южного берега Крыма: Ялта, Алупка, Алушта, Судак и Коктебель.
Высотная поясность в горах (5 часов):
Горные системы. Высотная поясность в горах. Географическое положение на карте. Рельеф. Особенности климата и природы гор РФ.
Полезные ископаемые, добываемые в горах России. Лавина. Сель.
Северный Кавказ. Географическое положение на карте. Особенности природы Кавказских гор. Добыча полезных ископаемых.
Отрасли сельского хозяйства. Минеральные источники. Население Кавказских гор и предгорий Кавказа, традиции и обычаи. Занятия
населения. Города – курорты. Старейший город Кавказа – Владикавказа. Столица Чеченской
республики – город Грозный.
Уральские горы. Географическое положение на карте. Особенности природы Уральских гор. Леса Урала. Полезные ископаемые,
добываемые в горах. Крупные города региона. Отрасли промышленности. Экологические проблемы Урала, их решение.
Алтайские горы. Географическое положение на карте. Особенности природы Алтайских гор. Реки и озера Алтая. Алтайский
заповедник. Крупные города. Хозяйство. Коренное население Алтая. Занятия населения.
Горы Восточной Сибири. Географическое положение на карте. Особенности природы Восточных и Западных Саян. Месторождения
полезных ископаемых. Реки и озера. Крупные города. Хозяйство. Население. Охрана природы. Заповедники.

Межпредметные связи

(по теме «Природные зоны России»)
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира,
охрана растений (естествознание).
Города нашей родины (природоведение 5класс).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).
Свойства древесины - лесная зона (столярное дело). Свойства металлов - полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков
(изобразительное искусство).
Практическая работа
(по теме «Природные зоны России»)


Работа с физической картой и картой природных зон России.



Нанесение на контурные карты изученных объектов и их названий.



Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.



Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).



Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.



Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Календарно-тематическое планирование уроков
Блок

I

Раздел

№
ур
ока

Дата

Особенности
природы и
хозяйства России

1

04.09

I четверть
Кол-во
часов

Тема урока

Географическое положение
России на карте мира.

1

2

06.09

Европейская и азиатская части
России.

1

3

11.09

Административное
России.

1

4

13.09

Разнообразие рельефа

1

5

18.09

1

6

20.09

Полезные ископаемые их
основные месторождения
Климат России.

7

25.09

Водные ресурсы России, их
использование.

1

Население России. Народы
России.

1

8

27.09

деление

1

Практическая работа

Работа
политической
картой мира.

Словарь

с Субъекты

ЗУН

Уметь показывать
границы России.

Федерация
Округ

Нанесение
на Заповедник
контурную
карту
границ
России, Экспортер
столицы и надпись
государств соседей.
Гейзер
Наводнение
Мусульмане
Растениеводство
Работа с картой Животноводство
народов России.

Уметь показывать
границу между
Европейской
частью и
Азиатской.

9

II

III

02.10

Промышленность –
хозяйства, её отрасли.

основа

хозяйство,

1

10

04.10

Сельское
отрасли.

его

1

11

09.10

Транспорт.
Экономическое
развитие
европейской
и
азиатской частей России.

1

Природные зоны
России. Общий
обзор

12

11.10

1

13

16.10

Размещение природных зон на
территории России
Карта природных зон России.

Зона
арктических
пустынь

14

18.10

Положение на карте.

1

15

23.10

Климат.

1

16

25.10

Растительный и животный мир.

1

17

25.10

Население
занятия.

1

1

Железнодорожн
ый
Автомобильный
Воздушный
Трубопроводный

Работа с картой
природных зон,
атласом и рабочей
тетрадью.

Условный цвет
Знать размещение
Арктика
природных зон
Природные зоны России.

Нанесение на
контурную карту
зоны арктических
пустынь.

Метеостанции
Сейнеры
Траулеры

и

его

основные

Знать природные
условия и
богатства России,
возможности их
использования.

Запись в тетради
наиболее типичных
представителей этой
зоны растений и
животных.

Навигация

Знать условные
обозначения
природных зон,
пояса
освещенности.
Уметь показывать
географическую
номенклатуру
этой зоны.

Блок

Iv

Раздел

Зона тундры

II четверть
Кол-во
часов

№
уро
ка

Дата

Тема урока

18
19

13.11
15.11

Северный морской путь.
Положение на карте, рельеф и
полезные ископаемые.

1
1

20

20.11

Климат. Водоемы тундры.

1

21

22.11

Растительный мир (киноурок).

1

22

27.11

Животный мир.
1

23

29.11

Хозяйство Население и его
основные занятия.

1

24

04.12

Города тундры:
Архангельск.

1

25

06.12

Города:
Нарьян
–
Норильск, Анадырь.

Мар,

1

26

11.12

Экологические
проблемы
Севера. Охрана природы тундр.

1

Мурманск,

Практическая работа

Словарь

Нанесение на
Пурга
контурную карту зон
тундры.
Многолетняя
мерзлота

ЗУН

Уметь показывать
на физической
карте и карте
природных зон
тундру.

Чум
Работа в контурной
карте, работа с
атласом.

Поморы

Знать и уметь
показывать
географическую
номенклатуру по
программе зоны
тундры.
Знать основные
мероприятия по
охране природы в
тундре.

v

Лесная зона

27

13.12

Положение на карте, рельеф и

1

Нанесение на
контурную карту
границ лесной зоны,

Тайга

Знать и уметь
показывать
лесную зону,

Рельефа, полезных
ископаемых, рек и
озёр.

Смешанные леса

географические
объекты этой
зоны: рельеф,
реки и озёра.

полезные ископаемые.
28

18.12

Климат лесной зоны.

1

29

20.12

Реки, озера, каналы.

1

30

25.12

Природные
богатства.
Растительный мир. Хвойные
леса (тайга).

1

31

27.12

Смешанные и лиственные леса.

1

Зарисовка
растительного и
животного мира.

Уметь
устанавливать
взаимосвязь
между климатом,
растительным и
животным миром.

Блок

Раздел

Тема урока

III четверть
Кол-во
часов

№
уро
ка

Дата

32

10.01

Животный мир лесной зоны.

1

33

15.01

Пушные звери.

1

34

17.01

Значение лесов.

1

35

22.01

Промышленность и сельское
хозяйство лесной зоны.

36

24.01

Промышленность и сельское
хозяйство Центральной России.

1

Практическая работа

Составление схемы
«Значение леса»

Словарь

Травоядные

ЗУН

Уссурийская
тайга

Уметь по плану
описывать
растительность и
животный мир
зоны.

Выхухоль

Знать правила
поведения в лесу.

1

37

29.01

Города Центральной России.

1

38

31.01

Особенности
развития
хозяйства Северо – западной
России.

1

39

05.02

Города: Санкт – Петербург,
Новгород, Псков, Калининград.

1

40

07.02

Западная Сибирь.

1

Уметь показывать
на карте города
лесной зоны.
Нанесение на
к/карту городов
лесной зоны.

Работа с атласом.

Уметь по плану
давать краткое
описание
изучаемого
города.

vI

Зона степей

41

12.02

Восточная Сибирь.

1

Заповедники

42

14.02

Дальний Восток.

1

Национальный
парк

43

19.02

Заповедники
лесной зоны.

44

21.02

Охрана леса.

1

45

26.02

1

46

28.02

Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.

47

05.03

Животный мир зоны степей.

1

48

05.03

Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

49

12.03

Города лесостепной зоны.

1

50

14.03

Города степной зоны.

1

и

заказники

Знать название
заповедников и
парков.

1

1

51

19.03

Города Ростов – на – Дону,
Ставрополь, Краснодар.

1

52

19.03

Охрана природы зоны степей.

1

Нанесение на
к/карту границ зоны
степей.
Рельефа, полезных
ископаемых.

Лесостепь

Уметь составлять
рассказ по плану о
городе, о крае.

Бахча
Уметь показывать
города степной
зоны на карте.
Нанесение на
к/карту зону степей,
реки, озёра, города
степной зоны.

Целинные земли
Рудники

Блок

vII

Раздел

Зона
полупустынь и
пустынь

Iv четверть
Кол-во
часов

№
уро
ка

Дата

Тема урока

53

02.04

Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые.

1

Практическая работа

Работа с к/картой и
рабочей тетрадью.

Словарь

Арык
Орошение

54

04.04

Климат. Реки

1

55

09.04

Растительный мир.

1

56

11.04

Животный мир

Выписать
особенности
приспособления
растительного и
животного мира.

1

vIII

Зона
субтропиков

57

16.04

Хозяйство. Население и его
основные занятия.

1

58

18.04

Города зоны полупустынь и
пустынь

1

59

23.04

Положение
на
поверхность,
особенности природы

1

карте,
климат,

Запись в тетрадь
типичных
представителей

Субтропики

ЗУН

Уметь показывать
зоны полупустынь
и пустынь,
описывать по
плану
географическое
положение этой
зоны.
Уметь
устанавливать
взаимосвязи
между климатом,
растительным и
животным миром
природной зоны.

Знать типичных
представителей

IX

Высотная
поясность в
горах

60

25.04

Курортное хозяйство. Города –
курорты. Население и его
основные занятия.

1

животного и
растительного мира
изучаемой темы.

61

30.04

Положение на карте (Северный
Кавказ, Урал, Алтай, Саяны).
Поверхность. Полезные
ископаемые. Климат
Особенности природы и
хозяйства Северного Кавказа

1

Нанесение на
контурную карту
изучаемых зон.

62

02.05

1

Изучаемой
природной зоны
Отары
Кавказ
Урал
Саяны

63

07.05

Города
и
экологические
проблемы Урала.

1

64

14.05

1

65

16.05

66

21.05

67

23.05

Алтайские горы. Особенности
природы. Хозяйство.
Население и его основные
занятия. Города.
Горы Восточной Сибири.
Хозяйство.
Экологические проблемы.

1
1

1
68

28.05

Обобщающий урок по
географии России.

1

Уметь описывать
географическое
положение зоны.
Уметь по плану
описывать горы
России.

Алтай
Уметь показывать
изучаемые горы.
Определять самую
высокую точку
гор по карте.
Игра
«Путешествие по
горам».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».