Мир истории 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета

приказом №15

ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»

(протокол № 1 от «31» августа 2022 года)

от «31» августа 2022 года

Рабочая программа
по учебному предмету
"Мир истории "

7 класс

г. Приморск

Пояснительная записка
Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной программы и сформирован в соответствии с
документами:
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 N 2;
Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
25.08.2022 г. № 19 – 26047/2022«Об организации деятельности в 2022/2023 учебном году;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального
перечня
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7 класса и составлена с учётом возрастных и психологических
особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Мир истории».
Предмет: История
Курс: базовый
Срок реализации программы: 1 год
Всего часов на изучение программы: 68
Количество часов в неделю: 2 часа
Специфика программы:
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на
личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социальнотрудовая и правовая адаптация обучающегося в общество.
На уроках истории обучающиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины,
современной общеполитической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания. Материал курса создает
представление о наиболее важных сторонах жизни общества.
Данный курс истории отечества на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности
обучающихся. В курсе «Истории» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте
людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории.
Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. При изучении курса
реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень
возрастных и познавательных возможностей обучающихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к
отечественной истории с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории
в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. В соответствии с учебным планом предмет «История Отечества» относится
к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану школы на

изучение предмета в 7 классах предусмотрено по 68 часов на параллель (2 ч в неделю, 34 учебных недели).
Цель: Формирование у обучающихся способности к изучению и пониманию исторического материала для получения жизненных
компетенций.
Задачи:

образовательные:


усвоить важнейшие факты истории;



создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;



усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;



овладеть умением применять знания по истории в жизни.

воспитательные;


гражданское воспитание учащихся,



патриотическое воспитание,



воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,



нравственное воспитание,



эстетическое воспитание,



формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие:


Развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.



Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.



Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Принципы:


принцип коррекционной направленности в обучении;



принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;



принцип научности и доступности обучения;



принцип систематичности и последовательности в обучении;



принцип наглядности в обучении;



принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Методы:


словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;



наглядные – наблюдение, демонстрация;



практические – упражнения, работа с исторической картой.

Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:


Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)



Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)



Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)



Комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео), мультфильмов, мультимедиа..
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной
эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой
подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование
знаний. При этом используется уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и
индивидуальных особенностей учеников.
Национально-региональный компонент: Весь исторический материал представлен отечественной историей России с привлечением
национально-регионального компонента. Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних
времен до конца XVII века. Материал интересный и разнообразный по содержанию, помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия
людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает
большим воспитательным потенциалом. В программу включены региональные компоненты исторического образования – история
Республики Бурятия. На данных уроках особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического
материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика. Применение многообразных
наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт

представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность
уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

Основное содержание программы:
7 класс (68 часов в год, 2 часа в неделю)
Введение в историю – 1 час.
История – наука о прошлом. Исторические памятники. Наша Родина – Россия. Моя родословная. Счёт лет в истории. Историческая
карта.
Региональный компонент.
Первое упоминание в летописи о Приморске (Койвисте. Бьерке).
Древняя Русь -38 час
Происхождение славян.
Славяне — коренное население Европы. Восточные славяне (VI—IX вв.)
Особенности географического положения. Хозяйство и образ жизни восточных славян.
Культура и верования восточных славян. Создание Древнерусского государства. Происхождение слова Русь (научные представления).
Крещение Киевской Руси (X в.) Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) . Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.) .
Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия).
Региональный компонент.
Коренные жители Ленинградской области.
Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.) - 13 часа.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь.
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом
всех монгольских племен.
Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия. Образование единого Московского государства Объединение
земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля.
Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды.
Региональный компонент.
Появление первых людей на земле Ленинградской области. Их верования, основные занятия.
Единое Московское государство - 16 часов.
Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584). Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на
царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя. Смутное время. Начало царской династии Романовых. Культура в Российском государстве
XVI—XVII вв.
Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.
Региональный компонент.
Владения Великого Новгорода.
Повторение за год-2ч.

Учебно–тематический план
7 класс
Блок

Раздел

Кол-во
часов

Теоретические
часы

Практические
работы, экскурсии

Проверочные работы

I

Введение в историю

1

1

1

II

Древняя Русь

38

8

2

1

III

13

13

2

1

IV

Русь в борьбе с завоевателями
(XIII—XV вв.)
Единое Московское государство

16

8

2

1

V

Повторение

2

8

2

1

68

56

12 часа практических
работ, из них 1
экскурсия

7

Всего часов

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы
Класс/Программа

Перечень используемых оценочных средств
Перечень
(оценочных материалов)/КИМы
методических материалов

используемых

Программы специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида: 5-9 кл.: В 2
сборниках / под редакцией
В.В. Воронковой – М.:
Гуманитар.
изд.
центр
ВЛАДОС, 2014. - Сб. 1.

Морозова С. А. Контрольно- измерительные
материалы обучающихся с легкой умственной
отсталостью
в
7
классах.
https://multiurok.ru/files/kontrol-no-izmieritiel-nyiematierialy-obuchaiushc.html
Терещенко С.С. Итоговые тесты по истории
Отечества в специальной (коррекционной) школе VIII
вида.
7
класс.
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/04/19/
Лютоева Н.С. Контрольная работа по истории в 9
классе специальной коррекционной школы VIII вида.
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/10/31/

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В..
История Отечества 7 класс: учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующие адаптированные основные
общеобразовательные программы. (ФГОС
ОВЗ). М., «Просвещение», 2018 г.
Петрова Л.В. Методика преподавания
истории в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. Гуманитарный издательский
центр Владос М., 2003 г.
Пузанов Б. П., Бородина О.И., Сековец
Л. С. Уроки истории в 7 классах специальной
(коррекционной)
общеобразовательной
школы VIII вида: Учебно-методическое
пособие для учителей и воспитателей. М.,
Владос, 2003 г.
Озерский И.З. Учителю истории.
Просвещение, М.,2006 г.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:


устный опрос;



практическая работа;



тестирование;



анализ текста;



творческая работа (реферат, сообщение, доклад и т.д.); При изучении истории ведется специальная работа по использованию
хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Для контроля ЗУНов учеников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы, на которые отводится 15
минут на уроке. Отметка обучающихся:

«5» - отлично (правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа).
«4» - хорошо (обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет)
«3» - удовлетворительно (излагает материал недостаточно полно и непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя).
«2» - не выставляется.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
 осознание своей национальности;
 уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину;
 умение объяснять иллюстрации, результатов трудовой деятельности;
 уважительное отношение к чужому мнению.
Предметными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
В результате освоения предмета «История отечества» в 7 классе обучающиеся должны:
знать:
 –лента времени;
– когда произошли события (конкретные, по темам);
– кто руководил основными сражениями (полководцы, государственные деятели).
уметь:
 – пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
– пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
– соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
– пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
– устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
– правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.
Оборудования и материалы:
Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века.( М: « АСТ-Пресс. школа» 1998год).
Портреты исторических личностей (М.,«Просвещение», 1997 г.).
Исторические карты. Иллюстративный материал. Контурные карты. (М.,«Просвещение», 1996-2005г.).

№ урока

Поурочное планирование уроков истории отечества в 7 классе (68ч)
Дата

Содержание учебного
материала

Цели и задачи урока

Форма организации учебных
занятий, виды учебной деятельности

Корректировка

I четверть - 16 часов

1

Что такое история. Что
изучает история. Как
пользоваться книгой по
истории. Счет лет в
истории.

Познакомить учащихся с термином
история; формировать интерес к новому
учебному предмету. Формирование
представлений о ленте времени; развивать
умения устанавливать последовательность
событий, определять их длительность,
сопоставляя даты, соотносить год с веком.

Вводный урок.
Чтение вступительной статьи
учебника стр.3.

Древняя Русь
2

Происхождение славян

Формировать у учащихся представления о
жизни наших предков – восточных славян;
на какие племена были разделены; места
их расположения. Формирование понятия
многонациональное государство; учить
уважать людей других национальностей;
формирование интереса к урокам истории.

3

Познакомить учащихся с процессом
В каких местах селились1.
расселения восточнославянских племён в
славяне
древности; Дать ученикам общее
представление о занятиях и быте древних
славян. Формировать умение работать с
картой; Способствовать овладению

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок.
Работа с картой учебника стр.11.
Схематическая зарисовка в тетрадь и
проговаривание (СОД).
11

2.
3.

технологией исторического исследования
на основе использования исторических
источников; учебника, иллюстраций
Развивать умение работать в
группе;
Воспитывать глубокое уважение к
истории Отечества и чувство патриотизма.

4

Славяне и соседние
народы. О хазарах и
Византии.

Формирование представлений о
славянских племенах и племенах, которые
населяли Европу; развитие словеснологического мышления учащихся;
формирование образов других племен:
германских, печенежских, норманнов и др.

Урок изучения нового материала.
Урок с применением ИКТ.

5

Облик славян и черты их
характера

Формирование представлений об облике
славян, характере; формирование
положительного отношения к предкам;
развитие памяти и умения вступать в
диалог; развитие пространственновременных представлений; учить детей
делать вывод о сложной жизни женщин в
племенах восточных славян.

Урок изучения нового материала.

Учить детей прослеживать путь по карте с
опорой на текст. Развитие мыслительных
операций анализа и синтеза;
формирование умения устанавливать
причинно-следственные связи и
зависимости; развитие пространственновременных представлений.

Урок изучения нового материала.

6

Торговый путь «из варяг
в греки»

Урок с применением ИКТ.
Пересказ текста по плану.

12

7

Хозяйство и уклад жизни
восточных славян.
Земледелие – основное
занятие славян.
Организация жизни
славян. Как менялась
жизнь людей в общине.

Познакомить учащихся с хозяйством и
укладом жизни восточных славян;
формировать представление о том, что
земледелие было основным занятием
славян, раскрыть значение этого занятия
на примерах и с помощью иллюстраций;
развитие мыслительных операций и
воображения; развитие словеснологического мышления и умения
доказывать свою точку зрения; учить
устанавливать причинно-следственные
связи и зависимости.

Урок изучения нового материала.
Работа с учебником.

8

Жилища, одежда,
семейные обычаи
восточных славян.

Познакомить учащихся с жилищами
восточных славян; учить рассуждать и
отвечать на вопросы; развивать
представления о женской и мужской
одежде, предметах декора; познакомить с
украшениями

Урок изучения нового материала.

Языческие традиции
восточных славян

Познакомить учащихся с языческими
традициями восточных славян; развитие
воображения и связной речи;
формирование умения делать выводы.
Искать связь между сохранившимися в
настоящее время традициями
(празднование дня Ивана Купалы,
Масленицы) с языческими традициями.

Урок изучения нового материала.

Обобщить и систематизировать знания и
представления учащихся о славянах, их

Урок обобщения и систематизации.
Работа с учебником, кроссвордом.

9

10

Обобщающий урок по
главе 1 «Древняя Русь».

Работа с учебником, иллюстрациями.

Урок с применением ИКТ.
Работа с терминами, работа с текстом
учебника.

13

жизни, традициях.
Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь
11

Как возникло
Древнерусское
государство

Помочь учащимся понять, как зарождалась
государственность у восточных славян, и
создать конкретные представления о том,
как управлялось Древнерусское
государство и каковы были его
особенности. Коррекционно-развивающие:
способствовать запоминанию и
воспроизведению изученного материала;
продолжать развивать навыки работы с
учебником. Воспитательные: вызывать
чувство уважения к поступкам восточных
славян.

Урок изучения нового материала

12

О чем рассказывает
древняя летопись?

Урок изучения нового материала

13

Об Аскольде, Дире и их
походах в Византию

Урок изучения нового материала

14

Князь Олег. Правление
Олега в Киевской Руси.

Познакомить учащихся с деятельностью
Урок изучения нового материала
первых русских князей (Олега);
проследить начало династии Рюриковичей,
проследить территорию государства в
IXв.;

15

Князь Игорь из рода
Рюриковичей. Походы
Игоря на Византию.

Познакомить учащихся с деятельностью
Урок изучения нового материала
первых русских князей Олега, Игоря;
проследить начало династии Рюриковичей.
14

Проследить с какими племенами Русь
вела торговлю, по каким морям плавали
русичи, с какими трудностями это было
сопряжено, какая опасность угрожала
Киевской Руси.
16

Предание о гибели князя
Игоря.

Познакомить учащихся с преданием о
Комбинированный урок
гибели князя Игоря; формировать эмпатию
у учащихся; развитие пространственной
ориентировки и мыслительной
деятельности.

II четверть – 16 часов
17

Как княгиня Ольга
отомстила древлянам.

Познакомить учащихся с местью княгини
Ольге. Учить рассуждать, опираясь на
факты и доказывать свою точку зрения.

Комбинированный урок

Продолжать учить составлять полные и
развернутые ответы, развивать умение
работать коллективно (устно) и
индивидуально (письменно) с
дополнительным материалом.
18

Ольга наводит порядок в
Киевской Руси.
Посольство Ольги в
Византию.

Воспитывать у учащихся прилежание,
интерес к знаниям об истории своего
отечества.

Урок изучения нового материала

15

19

Сын князя Игоря и
Ольги – Святослав.
Война Святослава с
хазарами.

Раскрыть роль княжеской дружины;
показать на конкретных примерах
укрепление единой верховной власти
князя. Учить работать с планом; выделять
главные мысли из текста; свободно
ориентироваться в тексте учебника.
Довести до понимания учащихся, почему
необходимо изучать жизнь наших предков
в далеком прошлом.

Урок изучения нового материала

20

Битвы Святослава на
Балканах. Гибель
Святослава.

Развитие представлений о битвах
Святослава на Балканах. Коррекция и
развитие связной устной речи через
выполнение заданий в учебнике и беседы с
учителем.

Урок изучения нового материала

21

Обобщающий урок по
главе 2. Древнерусское
государство Киевская
Русь

Обобщить знания учащихся по главе.
развивать связную устную речь и умение
отвечать на вопросы.

Урок обобщения и систематизации
знаний. Выполнение практической
работы.

Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.
22

Сыновья князя
Святослава.
Возвращение Владимира
на Русь.

Формировать представления о сыновьях
князя Святослава: Ярополке, Олеге,
Владимире. Формировать представления о
Возвращении Владимира на Русь с
большим войском из варягов. Коррекция и
развитие памяти, зрительного и слухового

Урок изучения нового материала

16

восприятия путем работы с текстом и
наглядностью. Коррекция и развитие
мыслительной деятельности путем заданий
по «ленте времени»
23

Князь Владимир Красное Дать общее представление об учении Урок изучения нового материала
Солнышко. Крещение
христианства, о значении князя Владимира
Руси.
в крещении Руси; раскрыть значение
принятия христианства; Развивать умения
работать одновременно с несколькими
источниками (учебник, иллюстрации,
дополнительный материал). Воспитывать
уважительное
отношение
к
людям
религиозных убеждений, гуманистическим
правилам жизни.

24

Заслуги князя
Владимира в укреплении
Русского государства.

Формировать представления о князе Комбинированный урок
Владимире как о человеке, который
проявлял заботу о людях; Коррекция и
развитие связной устной речи через
задания в учебнике.

25

Расцвет русского
государства при
Ярославе Мудром. Князь
– воин, строитель,
книжник.

Подчеркнуть
значение
деятельности Урок изучения нового материала
Ярослава Мудрого для укрепления
государственности на Руси; раскрыть
сущность «Русской Правды». Развивать
умения работать с документами: учить
17

26

Русская Правда Ярослава анализировать и делать выводы; развивать Комбинированный урок
Мудрого.
умения поддерживать беседу по оценке
исторической
деятельности
Ярослава
Мудрого. Вызвать чувство восхищения у
учащихся жизнью и деятельностью
Ярослава Мудрого.

27

Русь после смерти
Ярослава Мудрого.

Кратко охарактеризовать положение на Урок изучения нового материала
Руси после смерти Ярослава Мудрого.
Развитие мыслительных операций и
умения отвечать на заданные вопросы.
Воспитание любви к своей Родине.

28

Князь Владимир
Мономах. Память о
Владимире Мономахе в
истории Киевской Руси.

Довести до понимания учащимся значение Урок изучения нового материала
деятельности
Мономаха;
кратко
ознакомить
с
Поучением
детям.
Продолжать
развивать
умения
поддерживать
беседу
по
оценке
исторической
деятельности,
умение
учащихся извлекать знания из различных
источников; учить находить в учебнике
ответы на вопросы. Воспитывать чувство
гордости за народ, который упорным
трудом добился высоких достижений.

29

Распад Руси на
отдельные княжества в
XII веке.

Дать сведения о причинах обособления Урок изучения нового материала
княжеств;
провести
работу
над
формированием
понятий
«раздробленность»,
«вотчинник»;
выделить положительные и отрицательные
черты
распада
Киевской
Руси.
18

Способствовать
запоминанию
и
воспроизведению изученного материала,
выработке
умений
устанавливать
причинно-следственные
связи;
учить
связно и развернуто излагать факты,
опираясь на таблицы, схемы, рисунки;
объяснять сложные понятия на основе
текста учебника, таблиц. Вызывать
интерес к изучаемому материалу.
30

Новгородская
республика. Господин
Великий Новгород.

Урок изучения нового материала

31

Занятия и торговые пути
новгородцев.

Урок изучения нового материала

32

Ростово-суздальское
княжество в XII веке.

Урок изучения нового материала
III четверть – 20 часов

33

История возникновения
Москвы

Урок изучения нового материала

34

Культура Руси в X-XIII
веках.

Показать, что в начале XII века культура Урок изучения нового материала
Киевской Руси достигла своего расцвета;
показать, что самыми большими и
красивыми зданиями были церкви, соборы,
монастыри; подчеркнуть, что на русскую
культуру оказало большое влияние
византийская культура. Способствовать
19

развитию памяти, внимания, мышления; в
процессе работы с учебником находить
ответы на вопросы, формулировать
вопросы к тексту.
35

Обобщающий урок по
главе 3. Крещение
Киевской Руси. Расцвет
Русского государства

Обобщить знания учащихся о Крещении
Урок обобщения и систематизации
Киевской Руси и расцвете Русского
государства. Воспитывать у учащихся
уважение к людям труда, любовь к труду;
ориентировать на обучение всех учащихся.
Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями.

36

Образование
монгольского
государства. Чингисхан
и его армия.

Коррекция и развитие личностных качеств
учащихся, эмоционально-волевой сферы
через работу в паре. Сформировать знания
об образовании монгольской державы и
основателе монгольской империи –
Чингисхане; раскрыть завоевательный
характер внешней политики Чингисхана и
его преемников; объяснить внутреннюю
политику монгольских государств;
способствовать развитию исторического
мышления, умению анализировать
исторические факты; продолжить
формирование умения работать с
учебником;

Урок изучения нового материала

воспитывать чувства сострадания к
покоренным народам,
коррекция зрительного восприятия на
20

основе упражнений в узнавании и
различении.
37

Битва на реке Калке.

Комбинированный урок

38

Нашествие монголов на
Русь.

Урок изучения нового материала

39

Летописи о битвах на
реке Сить и героической
обороне Козельска.

Урок изучения нового материала

40

Походы Батыя на
южнорусские земли.

Урок изучения нового материала

41

Новгородский князь
Александр Невский
(1236-1263).

Раскрыть
качества
государственного Урок изучения нового материала
деятеля,
дипломатию
полководца
Александра Невского. Объяснить, почему
Александр Невский стал национальным
героем.
Привести
примеры,
доказывающие, что Александр Невский
был
способным
государственным
деятелем,
мудрым
дипломатом
и
талантливым
полководцем;
учить
учащихся понимать действия и поступки
людей в прошлом. Продолжать развивать
умения поддерживать беседу по оценке
исторического деятеля. Объяснить, почему
в обществе сложилась неприязнь к людям,
не исполнявшим свой воинский долг.

42

Ледовое побоище.

Показать героическую борьбу русского Урок изучения нового материала
21

народа с немецкими рыцарями в Ледовом
побоище. Рассказать о целях и тактике
ведения боя немецкими рыцарями; дать
сравнительную
характеристику
вооружения немецких и русских войск; с
помощью сему показать, каков был боевой
порядок войска и сил русских перед
началом битвы на Чудском озере;
раскрыть
сущность
полководческого
таланта Александра Невского; объяснить,
почему
Александр
Невский
стал
национальным героем.
43

Власть Золотой Орды
над русскими князьями.

познакомиться с историей установления
монгольского ига на Руси и выяснить
принципы управления Русью; рассмотреть
взаимоотношения русских князей с Ордой;
обобщить итоги и последствия более
двухвекового владычества монголо-татар:
дать определения понятиям: иго, Золотая
Орда, ярлык, баскаки, численники.

Урок изучения нового материала

развивать умения учащихся извлекать
необходимую информацию из разных
источников; соотносить единичные
исторические факты и общие явления;
анализировать, сравнивать, обобщать и
оценивать предлагаемые исторические
факты, суждения, формулировать и
аргументировать собственную точку
22

зрения;
способствовать развитию интереса у
учащихся к историческим событиям своей
страны; вызвать чувство непримиримости
к силам и лицам, в действиях которых
проявляется безнравственность.
44

Русские княжества в XIIXIV веках. Борьба
Москвы с Тверью.

Показать феодальную раздробленность на Урок изучения нового материала
Руси; выяснить причины разногласий
между княжествами; Коррекция и развитие
памяти, зрительного и слухового
восприятия путем работы с текстом и
наглядностью.

45

Московский князь Иван
Калита (1325 – 1340).
Наследники Калиты.

Рассказать о деятельности московского
князя Ивана Калиты. Показать, какие
изменения появились в Москве в годы
княжения Ивана Калиты; дать краткую
характеристику князю Ивану Даниловичу;
подвести к пониманию, что московское
княжество увеличилось и укрепилось при
Иване Калите. Учить понимать действия и
поступки людей в прошлом; продолжать
развивать умения поддерживать беседу по
оценке исторического деятеля; давать
нравственную оценку поступкам.
Воспитывать бережное отношение к
историческому достоянию.

Урок изучения нового материала

46

Изменения в золотой

Совершенствовать навыки работы с
учебником: самостоятельно читать текст,

Комбинированный урок
23

Орде.

47

Московский князь
Дмитрий Иванович
(1350-1389).
Благословение Сергия
Радонежского.

составлять полные, развернутые ответы,
делать выводы.

Работа с текстом учебника, планом.
Урок с применением ИКТ

Дать характеристику московскому князю Урок изучения нового материала
Дмитрию Ивановичу и его деятельности
перед Куликовской битвой. Подчеркнуть
важнейшие направления его политики;
рассказать об укреплении Москвы в годы
правления
Дмитрия
Ивановича;
подчеркнуть его заслуги в возрождении
лучших традиций русского военного
искусства. Учить анализировать факты,
используя текст и иллюстрации учебника.
Привлечь
внимание
учащихся
к
выдающемуся русскому полководцу.
Дать краткие сведения из жизни святого
Сергия Радонежского; подчеркнуть его
роль в решении князя Дмитрия Ивановича
сразить
с
монголо-татарами.
Совершенствовать навыки работы с
учебником: самостоятельно читать текст,
составлять полные, развернутые ответы,
делать выводы. Воспитывать чувство
восхищения
личностью
Сергия
Радонежского, подчеркнуть его роль в
развитии
монашества,
духовном
возрождении, единении земли русской.

48

Куликовская битва.

Показать борьбу русского
независимость.
Выявить

народа за Урок изучения нового материала.
понимание
24

факторов, определяющих победу или Урок с применением ИКТ
поражение в битве. Продолжать развивать
умения самостоятельно делать выводы;
устанавливать
причинно-следственные
связи, представлять условия того времени.
Воспитывать
у
учащихся
чувство
патриотизма и восхищения мужеством
русских людей, поднявшихся на борьбу с
могущественным врагом и одержавших
блестящую победу. Раскрыть значение
Куликовской битвы для развития культуры
Руси.
49

Поход Тохтамыша на
Москву в 1382 году.

Показать учащимся причины похода
Урок изучения нового материала
Тохтамыша на Москву; разорение Москвы.
Коррекция и развитие личностных качеств Работа с текстом учебника, планом.
учащихся, эмоционально-волевой сферы
через работу в паре

50

Наследники Дмитрия
Донского. Василий II
Тёмный.

Формировать умение анализировать,
делать выводы, обобщать, давать оценку
событиям. Развивать кругозор, устную
речь, творческое мышление, память,
познавательный интерес. Воспитывать
интерес к истории Отечества.
Формировать чувство патриотизма и
гражданственности. Коррекция и развитие
памяти, зрительного и слухового
восприятия путем работы с текстом и
наглядностью.

Урок изучения нового материала
Работа с текстом учебника, таблицей.

25

51

Собирание Руси Иваном
III. Покорение
Новгорода.

раскрыть основные направления политики
Московского княжества во времена Ивана
III; сформировать представление о
личности Государя Всея Руси; Коррекция
и развитие памяти, зрительного и
слухового восприятия путем работы с
текстом и наглядностью.

Урок изучения нового материала

52

Освобождение Руси от
Золотой Орды.

Рассказать детям о значении свержения Комбинированный урок
правления Золотой Орды; воспитание
чувства патриотизма;
Коррекция и Работа с текстом учебника, планом.
развитие памяти, зрительного и слухового
восприятия путем работы с текстом и
наглядностью.
IV четверть – 16 часов
Глава 5. Единое Московское государство

53

Управление
познакомить учащихся с изменениями,
государством Иваном III. произошедшими в управлении страной во
время правления Ивана III

Урок изучения нового материала

развивающая: развивать умения
самостоятельно работать с текстом
учебника и извлекать необходимую
информацию, способствовать
формированию ИКТ - компетентности
воспитательная: в процессе подготовки и
проведения урока воспитывать уважение и
интерес к истории своего Отечества
26

54

Обобщающий урок по
главе.

Обобщить и систематизировать знания
учащихся по главе. Коррекция и развитие
мыслительной деятельности путем работы
с иллюстрациями.

55

Русь в XVI веке. Царь
Иван Грозный.

Познакомить учащихся с царем Иваном
Грозным (личность); Коррекция и развитие
памяти, зрительного и слухового
восприятия путем работы с текстом и
наглядностью.

56

Близкое окружение царя
Ивана IV. Земский
собор, реформы
Избранной рады.

Показать помощников Ивана Грозного в
управлении страной; разъяснить роль
судебника. Коррекция и развитие связной
устной речи через выполнение заданий в
учебнике и беседы с учителем.

57

Войны Ивана Грозного.

Формирование представлений о защите
Иваном Грозным земель русских от
противников; воспитание патриотизма;
Коррекция и развитие личностных качеств
учащихся, эмоционально-волевой сферы
при самостоятельной работе и при
выражении собственного мнения.

58

Война с западными
странами.

Формирование представлений о желании
Ивана IV укрепить свое государство и его
заинтересованность в мастерах военного
дела, литейщиках, медиках и др
специалистах, которых в Русском

Урок обобщения и систематизации.

27

государстве почти не было. Показать
причины войны с Польшей, которая в
союзе с Литвой стала очень сильным
государством.
59

Опричнина.

Формирование понятия опричнина и
предпосылок к его появлению;
формирование представлений о личности
Ивана Грозного; Коррекция и развитие
памяти, зрительного и слухового
восприятия путем работы с текстом и
наглядностью.

60

Погромы в Новгороде и
конец опричнины.
Покорение Сибири.

Показать учащимся жестокую расправу
Ивана Грозного над жителями Новгорода;
показать учащимся, что Опричнина
помогла царю утвердить свою власть над
всей страной, но ослабила ее, тем самым
крымский хан смог прорваться к Москве;
Расширение границ Русского государства
за счет покорения казаками Сибирского
ханства Ермаком.

61

Россия после Ивана
Грозного. Лжедмитрий I
– самозванец.

Формировать представления о личности
Федора Ивановича. Правление Бориса
Годунова и причины голода. Показать
предпосылки для появления самозванцев.
Правление Лжедмитрия I. Развивать
причинно следственные связи и
зависимости.

28

62

Лжедмитрий II.
Семибоярщина.

Формировать представления о
Лжедмитрии II самозванце и ставленнике
Польши и Литвы. Формирование
представлений об осаде Троице-Сергиева
монастыря польско-литовским войском;
воспитывать чувство уважения к Михаилу
Шуйскому, который снял осаду.

63

Русская православная
церковь в Смутное
время. Минин и
Пожарский: за веру и
Отечество!

выявить причины , которые
способствовали наступлению Смутному
времени; рассмотреть основные события,
этапы Смуты, социальный состав
участников этих событий. Развивающая продолжить развитие у учащихся умения
работать с учебником, технологической
картой, контурной картой, умения
выявлять главное, анализировать.
Воспитывающая - продолжить воспитание
на гражданственности при изучение темы.
Познакомить учащихся с гражданским
подвигом Кузьмы Минина, Дмитрия
Пожарского, патриарха Гермогена и
русского народа. Развивать у детей
умение анализировать, сравнивать и
обобщать.

Комбинированный урок

64

Воцарение династии
Романовых. Царь
Алексей Михайлович
Романов (1645-1676).

Развивать у учащихся устную речь,
память, умение анализировать события,
использовать для получения знаний
дополнительный материал. Развивать у
учащихся интерес к истории собственной

Изучение нового материала

29

страны, воспитать уважение и гордость за
события прошлого и сформировать у
учащихся активную гражданскую
позицию. Обеспечить усвоение знаний учся о правлении первых Романовых.
Развивать навыки работы с документами,
учебником для анализа и обобщения
исторических событий.
65

Раскол в Русской
православной церкви.

формирование у учащихся личностного
отношения к изучению прошлого своей
страны. Коррекция и развитие личностных
качеств учащихся, эмоционально-волевой
сферы через работу в паре.

Изучение нового материала

66

Укрепление южных
границ России. О
казаках.

Наглядно показать укрепление южных
границ России. Развивать
пространственную ориентировку
учащихся. Коррекция и развитие связной
речи при работе над деформированным
текстом.

Комбинированный урок

67

Развитие России в XVII
веке. Культура России в
XVI – XVII веках.

развить у учащихся интерес к русской
истории, культуре; выявить характерные
черты русской культуры XVII века;
сформировать умение логически мыслить,
выстраивать причинно-следственные
связи, анализировать и обобщать
материал, делать выводы; продолжить
формирование умений работать с
материалами: текстом учебника,

Комбинированный урок

30

документами, иллюстрациями, схемами,
таблицами; воспитывать у учащихся
гуманное отношение к окружающему
миру, толерантность. Коррекция и
развитие связной устной речи через
выполнение заданий в учебнике и беседы с
учителем.
68

Обобщающий урок по
главе.

Обобщить знания учащихся по главе.
Коррегировать внимание в ходе беседы с
учителем, коррекция и развитие
мыслительной деятельности путем
логических заданий.

Урок обобщения и автоматизации

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».