Юный художник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от 30.08.2021 №1

Утверждено приказом ГБОУ ЛО
«Приморская школа-интернат»
от 31.08.2021 № 108-од

Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Юный художник»
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 13-18 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Богданова Карина Тагировна
Педагог дополнительного образования
Доведено
до сведения педагогических
работников 31.08.2021
1

Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности “Юный художник”
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности разработана на основе:

“Юный

художник”

 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 “Об образовании в
Российской Федерации”.
 Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года №1726-р.
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 года №196 “Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права
и равную ценность. Это означает, что любой ребенок должен иметь возможность
не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему
способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом
общества.
Новизна программы «Юный художник» заключается в возможности
организации учебного процесса по индивидуальным маршрутам (или в составе
малых групп) с учетом уровня подготовки и возможностей ребенка. Для этого в
программе предусмотрены маршруты по минимальному и достаточному
уровням, что предоставляет возможность организовать реализацию программы
на том уровне, который достижим каждым обучающимся, в соответствии с его
психофизическим и интеллектуальным состоянием.
При разработке дополнительной общеразвивающей программы “Юный
художник” художественной направленности были использованы:
 «Изобразительное искусство» Шпикалова Т.Я., М.: Дрофа 1996 г.
 “Изобразительное искусство: 1—4 классы: рабочая программа” С. П.
Ломов, Н. В. Долгоаршинных, С. Е. Игнатьев и др. — М.: Дрофа, 2017.
Педагогическая целесообразность. Данная программа разработана для
обучающихся школы-интерната. Программа “Юный художник” предназначена
для развития индивидуальности, дарования и творческих способностей детей с
ОЗВ. Обучение детей по данной программе способствует развитию базовых
составляющих психической деятельности, интереса к процессу познания,
социально-значимых качеств личности и служит мощным коррекционноразвивающим и социально-реабилитационным средством.
2

Актуальность. Дополнительная общеразвивающая программа “Юный
художник” соответствует современным стандартам обучения. Системно деятельностный подход обучения позволяет формировать коммуникативные
компетенции - каждый обучающийся учится работать как индивидуально, так и
в коллективе. Личностно-ориентированный подход удовлетворяет важную
потребность ребенка - стремление к самореализации и успешности.
Цель дополнительной общеразвивающей программы “Юный художник”
художественной направленности (руководствуясь частью 1 статьи 75 273-ФЗ)
Раскрытие творческого потенциала личности подростка, через общение с
миром изобразительного искусства.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы “Юный художник”
художественной направленности (руководствуясь пунктом 3 Приказа №196,
пункта 2-3 статьи 2 273-ФЗ):
Обучающие:
 Обучить правильности движения рукой при пользовании кистью,
карандашом
 Дать основные правила и приемы, используемые
графике, композиции при создании рисунка

в живописи, в

 Научить видеть и изображать на плоскости предметы посредством
передачи их формы, объема, материала, фактуры различными графическими
средствами


Дать навыки умения анализировать свою работу с натурой
Развивающие:

 Развивать
обучающихся

познавательную

деятельность,

расширять

кругозор

 Формировать нравственные, трудовые, эстетические и др. качества
личности подростка


Развивать творческую активность, стимулировать воображение
Воспитательные: воспитывать у обучающихся:



Терпение и аккуратность в работе, трудолюбие



Самостоятельность при выполнении творческих заданий



Чувство уважения, ответственности каждого при работе в коллективе.

3

2. Планируемые предметные результаты освоения программы
Время
проведения
контроля

Какие ЗУН контролирует

Формы
проведения
контроля

сентябрь

Желание рисовать

Беседа,
викторина

Умения: организовывать свое рабочее место согласно ТБ и основам
труда
Декабрь

Знания:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и
элементарные правила их смешивания;

Выставки,
конкурсы

применение орнамента в жизни, его значение в образе
художественной вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет,
натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Умения:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими
формообразующие движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и
акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их
оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому).
Май

Знания:
- разнообразие русских народных промыслов;
- отличительные атрибуты профессий;
Умения:
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники,
овалы и т. д.);
- рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая
характерные особенности (форму, строение, цвет);
-изображать предметы, полностью используя листбумаги.

4

Итоговая
выставка

Возраст обучающихся
На основании локального нормативного акта: программа “Юный
художник” художественной направленности рассчитана на детей среднего
школьного возраста, 5-10 классов школы-интерната.
Сроки реализации
Дополнительная общеразвивающая
рассчитана на 1 год обучения.

программа

“Юный

художник”

Форма проведения занятий: аудиторные занятия.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Форма обучения: очная.
Количество часов по программе 153 часа
3. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
Формировать у обучающихся:
 бережное отношение к своему и чужому труду;
 интерес к художественному искусству и творческой деятельности;
 уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
 потребность создавать красивые вещи своими руками;
 аккуратностьв выполнении работы;
 потребность доводить начатое дело до завершения;
 осознавать свои творческие возможности.
Метапредметные:
Познавательные:
Обучить воспитанников:
 соблюдать этапы работы над художественным произведением;
 правильно располагать предметы на листе бумаги (композиция листа);
 согласовывать цвета и определять основные оттенки цвета;
Регулятивные:
Обучить воспитанников:
 самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы;
 слышать собеседника, вести диалог;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
 организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками - работать индивидуально и в группе;
 давать простейшую оценку продукта (нравится, что и почему), адекватно
воспринимать словесную оценку педагога;
 осуществлять корректировку хода практической работы.
5

Коммуникативные:
Формировать у обучающихся:
 умение организовывать совместную работу в паре или группе - распределять
роли, осуществлять творческое сотрудничество и взаимопомощь;
 интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, умение
комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме,
высказывать им свои предложения и пожелания;
 находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов.

№

4. Учебно-тематический план
Количество часов
Раздел/Тема
Всего Теория Практ
ика

1 Вводное занятие
2. Лето-золотая осень
2.1 Волшебные
краски:
основных цвета

1,5

1

0,5

1,5

0,5

1

2.2 Теплое море

4,5

0,5

4

2.3 Дары осени

4,5

0,5

4

2.4 Золотая осень

4,5

0,5

4

2.5 Рисуем человека. Пропорции
лица
2.6 Бабушки, дедушки

3

1

2

9

0,5

8,5

2.7 Игрушки: птицы, животные

6

1

5

2.8 Игрушки: транспорт

3

0,5

2,5

3 Поздняя осень-начало зимы
3.1 Узоры на окне: основы
декоративной росписи
3.2 Русские народные сказки

9

1

8

9

1

8

3.3 Снежинки

6

1

5

3.4 Рисуем человека. Пропорции
фигуры.

3

1

2

6

три

Формы
проведения
промежуточной
аттестации
Анкетирование
Опрос,
практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

3.5 Персонажи
праздников
4. Зима
4.1 Зимние ангелы

9

1

8

Практическое
выполнение

7,5

0,5

7

4.2 Зима за окном

3

0,5

2,5

4.3 Защитники Родины

9

1

8

4.4 Русская
художественная
роспись
5. Весна
5.1 Милые женщины

12

1

11

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

3

0,5

2,5

5.2 Мир профессий

4,5

0,5

4

5.3 Пробуждение природы

4,5

0,5

4

5.4 Космическое путешествие

4,5

0,5

4

5.5 Сказки зарубежных авторов

9

1

8

5.6 Герои войны

12

1

11

5.7 Животный мир

9

1

8

1,5

0,5

1

6

Итоговое занятие

зимних

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

5. Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на
занятиях. Режим работы кабинета. Инструменты и материалы, необходимые для
работы.
Практика. Анкетирование детей.
2. Лето - золотая осень
2.1. Волшебные краски: три основных цвета
Теория. Понятие об основных и составных цветах. Знакомство с цветовым
кругом. Правила создания составных цветов путем смешения двух основных.
Основные сочетания в природе. Воздействие цвета на человека.
7

Практика. Работа с палитрой (Смешивание цветов). Создание образных работ с
использованием знаний по цветоведению.
2.2. Теплое море
Теория. Основные краски лета. Знакомство с пейзажем. Просмотр репродукций
различных художников.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование по готовым эскизам. Умение применять
летние цвета в своей работе.
Достаточный уровень. Создание летнего пейзажа по представлению.
2.3. Дары осени
Теория.
Знакомство
с
геометрическими
фигурами.
Распознавание
геометрических форм в различных предметах. Знакомство с жанром натюрморта
и репродукциями натюрмортов.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование простых геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник, овал. Доработка фигур в предметы.
Достаточный уровень. Рисование предмета с натуры (огурец, морковь, яблоко,
груша), передавая характерные особенности (форму, строение, цвет). Рисование
по представлению грибов. Рисование натюрморта, состоящего из предмета
сервировки, фруктов и овощей.
2.4. Золотая осень
Теория. Основные краски осени. Составные части дерева, кустарника.
Знакомство с пейзажем и произведениями пейзажистов И.Репина, И.Шишкина.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование по готовым эскизам. Умение применять
осенние цвета в своей работе.
Достаточный уровень. Создание осеннего пейзажа по представлению.
2.5. Рисуем человека. Пропорции лица
Теория. Голова человека: основные разметки. Понятия: пропорции, симметрия,
эмоции, возраст.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование головы человека по готовым шаблонам.
Специфика работы карандашом.
Достаточный уровень. Рисование головы человека по пропорциям карандашом
в графике. Изображение возраста, эмоций.
2.6. Бабушки, дедушки
8

Теория. Основные способы передачи возраста в графике. Отличительные черты
одежды пожилого человека.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование человека по готовым шаблонам. Спицифика
работы карандашом.
Достаточный уровень. Создание портрета старика по пропорциям.
2.7. Игрушки: птицы, животные
Теория. Общее представление о птицах, животных в природе. Развитие
композиционных умений - вертикальное размещение листа бумаги, рисование
головы в верхней части листа, туловища - ниже головы по центру листа,
передача пропорций между частями тела. Проведение аналогии между
строением разных игрушек (мишка - зайка), сравнение по общему виду и
деталям.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование игрушек по готовым шаблонам.
Отображение цветом характера игрушки.
Достаточный уровень. Рисование игрушек по представлению и с натуры.
Создание выразительных образов на основе круга и овала.
2.8. Игрушки: транспорт
Теория. Знакомство обучающихся с разными видами транспорта: грузовым,
воздушным, водным, их многообразием и функциональным назначением.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование транспорта по готовым шаблонам.
Отображение цветом вида и назначение транспорта.
Достаточный уровень. Рисование игрушек, изображающих грузовой транспорт
с передачей характерных особенностей строения (кабина, кузов, колёса).
Рисование игрушек, изображающих воздушные виды транспорта (обтекаемый
корпус, крылья-лопасти). Создание образа кораблика на основе представления о
внешнем виде, строении и назначении.
3. Поздняя осень - начало зимы
3.1. Узоры на окне: основы декоративной росписи
Теория. Понятия: «орнамент», «ритм», «симметрия», «композиция». Основные
правила композиции: объединение по однородным признакам, соблюдение
закона ограничения.
Практика.
Минимальный уровень. Выполнение отдельных элементы орнамента.
Достаточный уровень. Составление узоров по мотивам народных орнаментов.
Создание образных работ с использованием знаний о характерных чертах
промысла и композиции.
3.2. Русские народные сказки
Теория. Знакомство с понятием иллюстрация. Демонстрация иллюстраций к
известным произведениям для детей, выполненных в различных техниках.
9

Практика.
Минимальный уровень. Рисование сказочных персонажей по шаблонам,
используя цветные карандаши, акварель.
Достаточный уровень. Создание иллюстрации к русской народной сказке,
используя восковые мелки, акварель, гуашь.
3.3. Снежинки
Теория. Структура снежинок.
Практика. Поэтапное выполнение изображения снежинки.
3.4. Рисуем человека. Пропорции фигуры
Теория. Фигура человека: основные части тела, пропорции тела. Понятия:
организм, тело, пропорции, симметрия.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование фигуры человека по пропорциям.
Достаточный уровень. Рисование человека в различных позах.
3.5. Персонажи зимних праздников
Теория. Просмотр изображений Снегурочки, Деда Мороза, Снеговика и др.
персонажей зимних праздников.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование персонажей зимних сказок, используя
акварель, гуашь.
Достаточный уровень. Создание праздничной композиции, используя
различные техники рисования: акварель “по сухому”, “по мокрому”; пастель;
гуашь. Изготовление открытки-поздравления.
4. Зима
4.1. Зимние ангелы
Теория. Праздник Рождества Христова. История, атрибуты, персонажи.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование ангелов по шаблонам.
Достаточный уровень. Изображение ангелов в различных композициях и
техниках.
4.2. Зима за окном
Теория. Основные краски зимы.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование по готовым эскизам. Умение применять
цвета зимы в своей работе.
Достаточный уровень. Создание зимнего пейзажа по представлению.
4.3 Защитники Родины
Теория. Отличительные особенности в изображении военного человека.
Исторические справки военной одежды.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование защитников Родины по готовым шаблонам,
используя цветные карандаши, акварель, гуашь.
Достаточный уровень. Изображение защитников Родины различными
способами: графика, живопись. Изготовление открытки-поздравления.
10

4.4. Русская художественная роспись
Теория. Ознакомление с различными русскими народными промыслами:
Дымковская игрушка, гжель, хохлома, городецкая роспись.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование орнаментов по готовым трафаретам.
Достаточный уровень. Рисование с натуры, по представлению, используя
элементы росписи.
5. Весна
5.1. Милые женщины
Теория. Международный женский день. История возникновения праздника.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование открытки-поздравления по готовым
шаблонам.
Достаточный
уровень.
Изготовление
открытки-поздравления
по
представлению.
5.2. Мир профессий
Теория. Расширение представлений обучающихся о профессиях людей,
важность каждой. Понятия профессия, специальность. Детские литературные
произведении о профессиях. Обсуждение качеств, которыми должны обладать
люди разных профессий.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование людей разных профессий по готовым
шаблонам.
Достаточный уровень. Рисование человека с основными атрибутами какойлибо профессии (строителя, художника, доктора, учителя, инженера, летчика)
5.3. Пробуждение природы
Теория. Обобщение знаний о природных явлениях, связанные с приходом
весны.
Строение дерева, кустарника. Строение цветка (повторение понятий: пейзаж,
натюрморт).
Практика.
Минимальный уровень. Рисование по готовым шаблонам. Умение применять
цвета весны в своей работе.
Достаточный уровень. Рисование с натуры красками весенних цветов.
Рисование деревьев, кустарников.
5.4. Космическое путешествие
Теория. Обобщить знания детей о космосе: планеты солнечной системы и
другие небесные тела. Значение солнца, воды, кислорода в жизни на Земле.
Освоение космоса человечеством.

11

Практика.
Минимальный уровень. Изображение планет солнечной системы (пропорции,
круг, овал).
Достаточный уровень. Изображение космических кораблей, космонавта,
одетого в скафандр. Выполнение творческой работы по теме «Космическое
путешествие».
5.5 Сказки зарубежных авторов
Теория. Сказки Г.Андерсена, Л.Керролла, братьев Гримм.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование персонажей сказок по готовым шаблонам.
Достаточный уровень.Выполнение иллюстрации к сказке в любой известной
технике.
5.6. Герои войны
Теория. Великая Отечественная война. Символы: георгиевская ленточка,
пятиконечная звезда, красный стяг, военная техника, орден, медаль.
Практика.
Минимальный уровень. Рисование символов ВОВ: георгиевская ленточка,
пятиконечная звезда, красный стяг.
Достаточный уровень. Рисование символов ВОВ: георгиевская ленточка,
пятиконечная звезда, красный стяг, военная техника, орден, медаль . Создание
открытки «С Днем Победы!»
5.7. Животный мир
Теория. Многообразие животного мира. Важность каждого вида животного в
природе.
Практика.
Минимальный уровень. Изображение животных, с помощью геометрических
фигур – круга, овала, соблюдая пропорции.
Достаточный уровень. Рисование фантастических животных, используя дюбую
выбранную технику.
6. Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов работы за учебный год.
Практика. Игровая программа. Выставка работ.

12

6. Методическое обеспечение программы
№

Раздел/ Тема

Форма
занятий

Методы

Дидактический
материал, ТСО

Формы
подведения
итогов

Традицио
нное

Словесные,
наглядные,
объяснительноиллюстративные

Метод литература, Беседа,
бланки анкет
анкетирование

Бумага, простой Практическое
карандаш, ластик, выполнение
вода, акварельные
краски, кисточки

1. Вводное занятие
Вводное занятие

2. Лето-золотая осень
2.1.

Волшебные
краски: три
основных цвета

Мастерск
ая

Словесные,
наглядные,
практические

2.2.

Теплое море

Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски, кисточки

2.3.

Дары осени

Мастерск
ая

Словесные,
наглядные,
иллюстративные,
практические

Иллюстрации по Практическое
теме,
муляжи выполнение,
плодов
осени, выставки
бумага, простой
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски, кисточки

2.4.

Золотая осень

Мастерск
ая

Словесные,
наглядные,
иллюстративные,
практические

Иллюстрации по Практическое
теме,
листья выполнение,
деревьев, бумага, выставки
простой
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски, кисточки

2.5.

Рисуем человека. Мастерск
Пропорции лица ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
техкарты выполнение,
практические
бумага, простой выставки
карандаш, ластик

2.6.

Бабушки,
дедушки

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
техкарты выполнение,
практические
бумага, простой выставки
карандаш, ластик

Мастерск
ая

13

2.7.

Игрушки: птицы, Мастерск
животные
ая

Словесные,
наглядные,
иллюстративные,
практические

Иллюстрации по Практическое
теме,
игрушки выполнение,
птицы, игрушки выставки
животные,
бумага, простой
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски, кисточки

2.8.

Игрушки:
транспорт

Словесные,
наглядные,
иллюстративные,
практические

Иллюстрации по Практическое
теме,
игрушки выполнение,
транспорт,
выставки
бумага, простой
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски, кисточки

Мастерск
ая

3. Поздняя осень - начало зимы
3.1.

Узоры на окне: Мастерск
основы
ая
декоративной
росписи

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
техкарты, выполнение,
практические
бумага, простой выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски, кисточки,
цветные
карандаши

3.2.

Русские
народные сказки

Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

3.3.

Снежинки

Мастерск
ая

Словесные,
наглядные,
практические

3.4.

Рисуем человека. Мастерск
Пропрции
ая
фигуры

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
техкарты выполнение,
практические
бумага, простой выставки
карандаш, ластик,
акварельные
краски, кисточки

3.5.

Персонажи
зимних

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,

14

Мастерск
ая

Иллюстрации по Практическое
теме,
техкарты, выполнение,
бумага, простой выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски, кисточки,
цветные
карандаши

праздников

практические

простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

4. Зима
4.1.

Зимние ангелы

Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

4.2.

Зима за окном

Мастерск
ая

Словесные,
наглядные,
иллюстративные,
практические

4.3.

Защитники
Родины

Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

4.4.

Русская
художественная
роспись

Мастерск
ая

Словесные,
наглядные,
иллюстративные,
практические

Иллюстрации по Практическое
теме,
бумага, выполнение,
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

Иллюстрации по Практическое
теме,
образцы выполнение,
росписи, бумага, выставки
простой
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски, кисточки

5. Весна
5.1.

Милые женщины Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

5.2.

Мир профессий

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные

Мастерск
ая

15

краски,
кисточки

гуашь,

5.3.

Пробуждение
природы

Мастерск
ая

Словесные,
наглядные,
иллюстративные,
практические

Иллюстрации по Практическое
теме,
бумага, выполнение,
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

5.4.

Космическое
путешествие

Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

5.5.

Сказки
зарубежных
авторов

Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

5.6.

Герои войны

Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

5.7.

Животный мир

Мастерск
ая

Словесные,
Иллюстрации по Практическое
иллюстративные, теме,
бумага, выполнение,
практические
простой
выставки
карандаш, ластик,
вода, акварельные
краски,
гуашь,
кисточки

6. Итоговое занятие
Итоговое занятие Выставка

16

Репродуктивные

Готовые работы

Выставка
лучших работ
по итогам года

7. Организационно-педагогические условия реализации
общеразвивающей программы
Средства обучения
Перечень оборудования (инструменты, материалы, приспособления).
Наименование
оборудования
приспособлений)

(инструментов,

материалов, Количест
во

Бумага для рисования, формат А1
Бумага для рисования, Формат А2
Бумага для рисования, формат А3
Бумага для рисования, формат А4
Картон
Гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, пастель

по 12 уп

Простые карандаши

12 шт

Кисточки разных номеров
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения
Ноутбук (персональный)
Перечень учебно-методических материалов
Наименование учебно-методических материалов
Книги с иллюстрациями
Схемы-рисунки

Кол-во
1 шт
Кол-во
20 шт

17

Список литературы для педагога
1. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М., 1980.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999 г.
3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. – М., 1995
4. Доронова Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в
игре. – М., 2002
5. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Нагляднометодическое пособие. -СПб., 2003.
6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. -М., 1992.
7. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию.- М., 1991 г.
8. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп.
-М., 1994.
9. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2007.
10. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.
11. Ломов С.П., “Изобразительное искусство : 1—4 классы : рабочая
программа”
12. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет. - М.,2008
13. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М., 2006.
14. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование. -М., 1964.
15. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд.,
доп. и перераб. - М., 1998.
16. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя
изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и
перераб. - М., 1979.
17. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. –
М., 2006
18. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . М., 2006.
19. Шпикалова Т.Я., «Изобразительное искусство» М.: Дрофа 1996 г.
20. Этюды об изобразительном искусстве. Сост. Н.И.Платонова, В.Ф.Тарасов.
–М., 1993.

18

Список литературы для детей
1. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М., 1980.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.,
1999
3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. – М., 1995
4. Доронова Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в
игре. – М., 2002
5.Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Нагляднометодическое пособие. -СПб., 2003.
6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. -М., 1992.
7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и
доп. -М., 1994.
8. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2007.
9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.
10. Ломов С.П., “Изобразительное искусство : 1—4 классы : рабочая
программа”
11.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет. - М.,2008
12. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М., 2006
13. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование. -М., 1964.
14. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд.,
доп. и перераб. - М., 1998.
15. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя
изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и
перераб. - М., 1979.
16. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного
возраста. – М., 2006
17. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
. - М., 2006.
18. Шпикалова Т.Я., «Изобразительное искусство» М.: Дрофа 1996 г.
19. Этюды об изобразительном искусстве. Сост. Н.И.Платонова,
В.Ф.Тарасов. –М., 1993.

19

Приложения

20

Календарно-тематическое планирование
месяц

неделя

сентябрь

1

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

2

Вводное занятие
Волшебные краски: три основных цвета
Теплое море
Дары осени
Золотая осень
Рисуем человека. Пропорции лица
Бабушки, дедушки
Бабушки, дедушки
Игрушки: птицы, животные
Игрушки: птицы, животные
Игрушки: транспорт
Узоры на окне: основы декоративной росписи

Кол-во
часов
1,5
1,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
1,5
3
4,5

3

Узоры на окне: основы декоративной росписи

4,5

4
1
2
3

Русские народные сказки
Русские народные сказки
Снежинки
Снежинки
Рисуем человека. Пропорции фигуры
Персонажи зимних праздников
Персонажи зимних праздников
Зимние ангелы
Зимние ангелы
Зима за окном
Зима за окном
Защитники Родины
Защитники Родины
Защитники Родины
Русская художественная роспись
Русская художественная роспись
Русская художественная роспись
Милые женщины
Мир профессий
Мир профессий
Пробуждение природы
Пробуждение природы
Космическое путешествие
Космическое путешествие
Сказки зарубежных авторов
Сказки зарубежных авторов
Сказки зарубежных авторов
Герои войны
Герои войны
Герои войны
Герои войны
Животный мир

4,5
4,5
4,5
1,5
3
4,5
4,5
4,5
3
1,5
1,5
3
4,5
1,5
3
4,5
4,5
3
1,5
3
1,5
3
1,5
3
1,5
4,5
3
1,5
4,5
4,5
1,5
3

2
3
4
1
2
3
4
1

4
2
3
4
1
2
3

март

4
1
2
3
4

апрель

1
2
3

май

4
1
2

тема

21

3
4

22

Животный мир
Животный мир
Итоговое занятие

4,5
1,5
1,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».