Приложение К АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» УТВЕРЖДЕНА РАССМОТРЕНА на педагогическом совете ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» протокол № 01 от «30» августа 2021 года приказом № 12 по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» от «31» августа 2021 года Рабочая программа по учебному предмету «География» 9 класс г. Приморск 2021 год Содержание 1. 2. 3. 4. Пояснительная записка Содержание программы Учебно–тематический план Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 3 6 11 12 5. 6. Календарно-тематическое планирование уроков Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы по географии 14 24 2 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «География» разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2012), составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»); 2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 СП 2.4.3648 - 20 "Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685 - 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 № 2; 5. Инструктивно–методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»; 8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. 3 Согласно действующему Базисному учебному плану 2021-2022 учебного года рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение: Предмет: География Класс: 9 Курс: базовый Всего часов на изучение программы: 68 часов По учебному плану: 68 часов Количество часов в неделю: 2 часа Основной целью преподавания географии является: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических знаний. Подбор материала в 9 классе («География материков и океанов. Часть2») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о Государствах Евразии России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей стран Евразии 4 должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала они остаются жить и работать в той местности, в которой учились основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий. В содержании программы (9 класс) выделены два основных блока: 1.Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии. 2. Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство). Характеристика географических регионов России. Необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Уже при изучении 1 блока иллюстрирую общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных территорий. Требуют внимания вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Больше времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик. При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел. 5 Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний. Задачи курса: Познакомить учащихся государствами Евразии. Овладение знаниями о природе, населении, хозяйстве России. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. 2. Содержание программы I четверть Европа (24 часа) 1. Политическая карта Евразии Западная Европа: 2. Великобритания. 3. Северная Ирландия. 4. Франция. 5. Германия. 6. Австрия. 7. Швейцария. Южная Европа: 6 8. Испания, Португалия. 9. Италия: географическое положение, население, культура, обычаи. 10. Греция: географическое положение, население, культура. Северная Европа: 11. Норвегия. 12. Швеция. 13. Финляндия. Восточная Европа: 14. Польша. 15. Чехия и Словакия. 16. Венгрия и Румыния. 17. Болгария. 18. Сербия и Черногория. ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ Обозначение границ государств на контурной карте полушарий. II четверть 1. Эстонская Республика. 2. Латвийская Республика. 3. Литовская Республика. 7 4. Республика Белоруссия. 5. Украина. Республика Молдова. 6. Обобщающий урок по теме «Европа». Азия (23часа). Центральная Азия. 7. Казахстан. 8. Узбекистан. 9. Туркменистан. 10. Киргизия. 11. Таджикистан. Юго-западная Азия: 12. Грузия. 13. Азербайджан. 14. Армения. III четверть 1. Турция. 2. Ирак. 3. Иран. 4. Афганистан. Южная Азия: 8 5. Индия. Географическое положение. Природа. Экономика. 6. Индия: население, культура, обычаи, традиции. Восточная Азия: 7. Китай (КНР). Географическое положение, природа, экономика. 8. Китай. Население, культура, обычаи и традиции. 9. Монголия. 10. Корейская НД республика. 11. Республика Корея. 12. Япония. Население, культура, обычаи, традиции. Юго-Восточная Азия: 13. Королевство Таиланд. 14. Вьетнам и Индия. 15. Обобщающий урок по географии материков и океанов. Россия (повторение 5 часов) 16. Границы России. 17. Россия – крупнейшее государство Евразии. 18. Административное деление России. 19. Москва – столица России. 20. Обобщающий урок «Россия – моя Родина». МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия («История»). 9 ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц в рабочей тетради на печатной основе. Нанесение границ Европы и Азии. Обозначение границ России на контурной карте полушарий. Нанесение на контурную карту нашей страны контуров географических районов России (Центральная Россия, Поволжье, СевероЗападная Россия, Север Русской равнины, Юг Русской равнины, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток Нанесение на контурную карту изучаемых по программе объектов по каждому району. Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства. Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России». Iv четверть Свой край Ленинградская область (16 часов). 1. История возникновения Ленинградской области. 2. Географическое положение, величина территории, поверхность Ленинградской области. 3. Полезные ископаемые и почвы. 4. Климат и сезоны. 5. Реки и озёра. 6. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоёмов. 7. Растительный и животный мир. 8. Охрана растительного и животного мира. 9. Промышленность нашего края. 10 10. Сельское хозяйство Ленинградской области. 11. Транспорт. Население. 12. Города Ленинградской области. 13. Выборгский район. 14. История возникновения города Приморска. 15. Культурные и исторические памятники в нашей местности. 16. Обобщающий урок по теме «Свой край Ленинградская область». МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Сезонные изменения в природе («Природоведение»). История нашего края («История»). Почвы, полезные ископаемые, растительный и животный мир, экологические проблемы («Естествознание»). Архитектурные памятники («Изобразительное искусство»). ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками - областные и районные центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. 11 3. Учебно–тематический план Блок 24 II Государства Евразии: - Западная Европа - Южная Европа - Северная Европа - Восточная Европа Азия Теоретич еские часы 17 23 18 4 1 III Россия (повторение) 5 2 2 1 Iv Свой край Ленинградская область 16 9 6 1 68 46 18 4 I Раздел Всего часов: Кол-во часов Практические работы, экскурсии 6 Проверочные работы 1 Контроль осуществляется в форме фронтального опроса по закреплению изученного материала и основных понятий. Контрольные работы. Позволяющие сделать анализ знаний учащихся, выявить пробелы и наладить работу по их ликвидации. 12 4. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны знать: 1. Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии. 2. Границы, государственный строй и символику России. 3. Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях. Обучающиеся должны уметь: 1. Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах. 2. Показывать Россию на политической карте мира и Евразии. 3. Находить свою местность на карте России. 4. Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края. 5. Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области. 13 5. Календарно-тематическое планирование уроков Блок I Раздел Европа Тема урока I четверть Кол-во часов № уро ка Дата 1 04.09 Политическая карта Евразии 1 2 06.09 Западная Европа: Великобритания. Природа. 1 3 11.09 Северная Ирландия. Хозяйство 1 Обозначение столиц государств в Концерн рабочих тетрадях. 1 Видео экскурсия. и культура. 4 13.09 Франция. Географическое положение. Природа. 5 18.09 Германия. 1 6 7 8 20.09 25.09 27.09 Австрия. Швейцария Южная Европа: Испания, Португалия. 1 1 1 9 27.09 Италия: географическое положение, население, культура, обычаи. 1 Практическая работа Словарь Работа с Регион контурными картами и атласом, нанесение границ изучаемых государств. Колония ЗУН Уметь показывать на настенной карте изучаемые на уроке государства. Знать правильное название и столицу изучаемого государства. 14 Греция: географическое положение, население, культура Северная Европа: Норвегия. 1 11.10 Швеция. 1 13 16.10 Финляндия. 1 14 18.10 Восточная Европа: Польша. 1 15 23.10 Чехия и Словакия. 1 16 25.10 Венгрия и Румыния. 1 17 30.10 Болгария. 1 10 04.10 11 09.10 12 1 Видео экскурсия. Федеративная Фасад Уметь элементарно, по плану давать краткое описание изучаемого государства. Уметь давать краткую характеристику: географическое положение, климат, рельеф, флоры и фауны, хозяйства, культуру государства. 15 Блок II Раздел Азия № уро ка Дата Тема урока 18 13.11 Сербия и Черногория. 19 15.11 Эстонская Республика. 20 20.11 Латвийская Республика. II четверть Кол-во часов 1 Практическая работа Работа с контурными картами и атласом, нанесение границ изучаемых государств. Словарь ЗУН Уметь находить на политической карте изучаемые государства и их столицы. 1 Выполнение заданий в рабочей тетради. 21 22 22.11 27.11 Литовская Республика Республика Белоруссия. 1 1 23 29.11 Украина. Республика Молдова. 1 24 04.12 Обобщающий урок по теме «Европа». 1 25 06.12 Казахстан. 1 26 11.12 Узбекистан. 1 Видео экскурсия. Работа с контурными картами и атласом, нанесение границ изучаемых Уметь давать краткую характеристику: географическое положение, 16 27 13.12 Туркменистан. 1 28 18.12 Киргизия. 1 29 20.12 Таджикистан. 1 30 25.12 1 31 27.12 Юго-западная Азия: Грузия. Азербайджан. 1 государств. климат, рельеф, флоры и фауны, хозяйства, культуру государства. Выполнение заданий в рабочей тетради. Уметь элементарно, по плану давать краткое описание изучаемого государства. 17 III четверть Блок Раздел № уро ка Дата 32 10.01 Тема урока Армения. Кол-во часов 1 Работа с контурными картами и атласом, нанесение границ изучаемых государств. 33 15.01 Турция. 34 17.01 Ирак. 1 35 22.01 Иран. 1 36 24.01 Афганистан. 1 37 29.01 Южная Азия: Индия. положение. Экономика. 38 31.01 39 05.02 Практическая работа Выполнение заданий в рабочей тетради. Словарь ЗУН Знать географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии. Видео экскурсия. 1 Географическое Природа. Индия: население, культура, обычаи, традиции Восточная Азия: Китай (КНР). Географическое 1 1 18 положение, экономика. 40 07.02 Китай. Население, природа, культура, 1 обычаи и традиции. III Россия 41 12.02 Монголия. 1 42 14.02 Корейская НД республика. 1 43 19.02 Республика Корея. 1 44 21.02 Япония. Население, культура, обычаи, традиции. 1 45 26.02 1 46 28.02 Юго-Восточная Азия: Королевство Таиланд Вьетнам и Индия 47 05.03 1 48 07.03 Обобщающий урок по географии материков и океанов Границы России. 49 12.03 Россия – крупнейшее государство Евразии. 1 Обозначение столиц государств в рабочих тетрадях. Уметь находить на политической карте изучаемые государства и их столицы. Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства. Видео экскурсия. 1 1 Работа с контурными картами и атласом, нанесение границ изучаемых государств. Уметь элементарно, по плану давать краткое описание изучаемого государства. 19 50 14.03 Административное России. деление 51 19.03 Москва – столица России. 1 52 21.03 Обобщающий урок «Россия – моя Родина». 1 1 Выполнение заданий в рабочей тетради Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства. 20 Блок Iv Раздел Свой край Ленинградская область Iv четверть Кол-во часов № уро ка Дата Тема урока 53 02.04 История возникновения Ленинградской области. 1 54 04.04 Географическое положение, величина территории, поверхность Ленинградской области. 1 09.04 Полезные ископаемые и почвы. 1 56 11.04 Климат и сезоны. 1 16.04 Реки и озёра. 58 18.04 Водоснабжение 1 питьевой в ЗУН Знать историю возникновения Ленинградской области. Работа с коллекцией «Полезные ископаемые» Обозначение на схеме рек и озёр. 1 водой. Охрана водоёмов. 59 23.04 Растительный и животный мир. 1 60 23.04 Охрана растительного животного мира. 1 и Экскурсия краеведческий музей. Словарь Уметь показывать область на физической карте. 55 57 Практическая работа Составление фото монтажа растений и животных Ленинградской области. Уметь элементарно, по плану давать краткое описание своего края. 21 61 30.04 Промышленность нашего края. 1 62 02.05 Сельское хозяйство Ленинградской области. 1 63 07.05 Транспорт. Население. 1 64 14.05 Города Ленинградской области. 1 65 16.05 Выборгский район. 1 66 21.05 История возникновения города 1 Приморска. 67 68 23.05 Культурные и исторические памятники в нашей местности. Обобщающий урок по теме «Свой край Ленинградская область». Составление схем: основные виды транспорта области, промышленности и сельского хозяйства. Видео экскурсия. Знать правила охраны водоёмов. Знать схему структуры народного хозяйства. Уметь показывать на карте Ленинградской области крупные города. 1 1 22 6. Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы по географии Класс/Программа 7 – 9 класс Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)/КИМы Перечень используемых методических материалов Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 5 – 9 классы. Под ред. В.В.Воронковой; 4-е издание. – М.: Просвещение, 2012 Лифанова Т. М. География. Рабочая тетрадь 7 класс Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2018. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России: 7 кл.: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида 2 –е изд. -М.: Просвещение, + приложение, 2018 г Лифанова Т. М. География Рабочая тетрадь 8 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 3-е издание, Москва «Просвещение», 2018. Лифанова Т.М. География. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. - 11-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2018. Лифанова Т.М. География. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. - 11-е изд. перераб. – М.:Просвещение, 2018. Болотникова Н.В. География 6-8 классы Уроки с использованием блочно-модульной технологии.- Волгоград: учитель, 2005г. Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. –М.: Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь Махаон, 2005г по географии материков и океанов. Государства Евразии для Крылова О.В. Интересный урок географии. –М.: Дрофа, 2004г учащихся специальных (коррекционных) образовательных Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: учреждений VIII вида –Москва организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для Просвещение, 2018 учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г. Инфоурок библиотека материалов Сборник контрольных и тестовых 23 работ для учащихся 7-9 классов коррекционных школ VIII. вида География+Биология 2018 г. https://infourok.ru/sbornikkontrolnih-i-testovih-rabot-dlyauchaschihsya-klassov-korrekcionnihshkol-viii-vida-geografiyabiologiya3263154.html Казанцева Г.А. Контрольноизмерительные материалы по географии Пособие для учителей специальных (коррекционных). общеобразовательных школ VIII вида. Разумовская О.К. Веселая география. Викторины, ребусы, кроссворды. –Ярославль: Академия развития Фомина Ю.Ю. Итоговые тесты по географии для коррекционной школы VIII вида. https://pedportal.net/starshieklassy/raznoe/itogovye-testy-pogeografii-7-9-klass 24