География 9 класс

Приложение
К АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»

УТВЕРЖДЕНА

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021 года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021 года

Рабочая программа
по учебному предмету
«География»
9 класс

г. Приморск
2021 год

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Содержание программы
Учебно–тематический план
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

3
6
11
12

5.
6.

Календарно-тематическое планирование уроков
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей
программы по географии

14
24

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География» разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2012),
составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31
июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 СП 2.4.3648 - 20 "Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685 - 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" от 28.01.2021 № 2;
5. Инструктивно–методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

3

Согласно действующему Базисному учебному плану 2021-2022 учебного года рабочая программа для 9-го класса предусматривает
обучение:
Предмет: География
Класс: 9
Курс: базовый
Всего часов на изучение программы: 68 часов
По учебному плану: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа

Основной целью преподавания географии является: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию,
расширить кругозор об окружающем мире.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и
явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким
является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой
и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических
знаний.
Подбор материала в 9 классе («География материков и океанов. Часть2») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение
знаний о Государствах Евразии России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей стран Евразии

4

должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов
для развития народного хозяйства.
Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала они остаются жить и работать в той местности, в которой учились основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение
своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими
географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них
проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы
учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных
бедствий.
В содержании программы (9 класс) выделены два основных блока:
1.Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии.
2. Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и
народное хозяйство). Характеристика географических регионов России.
Необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Уже при изучении 1
блока иллюстрирую общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных
территорий.
Требуют внимания вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР.
Больше времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных
республик.
При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая
культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие
малых городов и сел.

5

Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую
особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
Задачи курса:
 Познакомить учащихся государствами Евразии.
 Овладение знаниями о природе, населении, хозяйстве России.
 Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
 Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

2. Содержание программы
I четверть
Европа (24 часа)
1. Политическая карта Евразии
Западная Европа:
2. Великобритания.
3. Северная Ирландия.
4. Франция.
5. Германия.
6. Австрия.
7. Швейцария.
Южная Европа:

6

8. Испания, Португалия.
9. Италия: географическое положение, население, культура, обычаи.
10. Греция: географическое положение, население, культура.
Северная Европа:
11. Норвегия.
12. Швеция.
13. Финляндия.
Восточная Европа:
14. Польша.
15. Чехия и Словакия.
16. Венгрия и Румыния.
17. Болгария.
18. Сербия и Черногория.

ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ
 Обозначение границ государств на контурной карте полушарий.
II четверть
1. Эстонская Республика.
2. Латвийская Республика.
3. Литовская Республика.

7

4. Республика Белоруссия.
5. Украина. Республика Молдова.
6. Обобщающий урок по теме «Европа».
Азия (23часа).
Центральная Азия.
7. Казахстан.
8. Узбекистан.
9. Туркменистан.
10. Киргизия.
11. Таджикистан.
Юго-западная Азия:
12. Грузия.
13. Азербайджан.
14. Армения.
III четверть
1. Турция.
2. Ирак.
3. Иран.
4. Афганистан.
Южная Азия:

8

5. Индия. Географическое положение. Природа. Экономика.
6. Индия: население, культура, обычаи, традиции.
Восточная Азия:
7. Китай (КНР). Географическое положение, природа, экономика.
8. Китай. Население, культура, обычаи и традиции.
9. Монголия.
10. Корейская НД республика.
11. Республика Корея.
12. Япония. Население, культура, обычаи, традиции.
Юго-Восточная Азия:
13. Королевство Таиланд.
14. Вьетнам и Индия.
15. Обобщающий урок по географии материков и океанов.
Россия (повторение 5 часов)
16. Границы России.
17. Россия – крупнейшее государство Евразии.
18. Административное деление России.
19. Москва – столица России.
20. Обобщающий урок «Россия – моя Родина».
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия («История»).

9

ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ


Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц в рабочей тетради на печатной основе. Нанесение границ Европы и
Азии. Обозначение границ России на контурной карте полушарий.



Нанесение на контурную карту нашей страны контуров географических районов России (Центральная Россия, Поволжье, СевероЗападная Россия, Север Русской равнины, Юг Русской равнины, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь,
Дальний Восток



Нанесение на контурную карту изучаемых по программе объектов по каждому району.



Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства.



Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России».

Iv четверть
Свой край Ленинградская область (16 часов).
1. История возникновения Ленинградской области.
2. Географическое положение, величина территории, поверхность Ленинградской области.
3. Полезные ископаемые и почвы.
4. Климат и сезоны.
5. Реки и озёра.
6. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоёмов.
7. Растительный и животный мир.
8. Охрана растительного и животного мира.
9. Промышленность нашего края.

10

10. Сельское хозяйство Ленинградской области.
11. Транспорт. Население.
12. Города Ленинградской области.
13. Выборгский район.
14. История возникновения города Приморска.
15. Культурные и исторические памятники в нашей местности.
16. Обобщающий урок по теме «Свой край Ленинградская область».
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сезонные изменения в природе («Природоведение»). История нашего края («История»). Почвы, полезные ископаемые,
растительный и животный мир, экологические проблемы («Естествознание»). Архитектурные памятники («Изобразительное
искусство»).
ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ
 На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными
кружками - областные и районные центры.
 Обозначить на контурной карте России свою область.
 К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
 Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в красную книгу области.
 Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.
 Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.

11

3. Учебно–тематический план

Блок

24

II

Государства Евразии:
- Западная Европа
- Южная Европа
- Северная Европа
- Восточная Европа
Азия

Теоретич
еские
часы
17

23

18

4

1

III

Россия (повторение)

5

2

2

1

Iv

Свой край Ленинградская область

16

9

6

1

68

46

18

4

I

Раздел

Всего часов:

Кол-во
часов

Практические
работы,
экскурсии
6

Проверочные
работы
1

Контроль осуществляется в форме фронтального опроса по закреплению изученного материала и основных понятий. Контрольные
работы. Позволяющие сделать анализ знаний учащихся, выявить пробелы и наладить работу по их ликвидации.

12

4. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
1. Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии.
2. Границы, государственный строй и символику России.
3. Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные
мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях.
Обучающиеся должны уметь:
1. Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах.
2. Показывать Россию на политической карте мира и Евразии.
3. Находить свою местность на карте России.
4. Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую
справку о прошлом своего края.
5. Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.

13

5. Календарно-тематическое планирование уроков
Блок

I

Раздел

Европа

Тема урока

I четверть
Кол-во
часов

№
уро
ка

Дата

1

04.09

Политическая карта Евразии

1

2

06.09

Западная Европа:
Великобритания. Природа.

1

3

11.09

Северная Ирландия. Хозяйство

1

Обозначение столиц
государств
в Концерн
рабочих тетрадях.

1

Видео экскурсия.

и культура.

4

13.09

Франция.

Географическое

положение. Природа.
5

18.09

Германия.

1

6
7
8

20.09
25.09
27.09

Австрия.
Швейцария
Южная Европа:
Испания, Португалия.

1
1
1

9

27.09

Италия:
географическое
положение,
население,
культура, обычаи.

1

Практическая работа

Словарь

Работа
с Регион
контурными картами
и атласом, нанесение
границ изучаемых
государств.
Колония

ЗУН

Уметь показывать
на настенной
карте изучаемые
на уроке
государства.

Знать правильное
название и
столицу
изучаемого
государства.

14

Греция:
географическое
положение,
население,
культура
Северная Европа:
Норвегия.

1

11.10

Швеция.

1

13

16.10

Финляндия.

1

14

18.10

Восточная Европа:
Польша.

1

15

23.10

Чехия и Словакия.

1

16

25.10

Венгрия и Румыния.

1

17

30.10

Болгария.

1

10

04.10

11

09.10

12

1

Видео экскурсия.

Федеративная

Фасад

Уметь
элементарно, по
плану давать
краткое описание
изучаемого
государства.
Уметь давать
краткую
характеристику:
географическое
положение,
климат, рельеф,
флоры и фауны,
хозяйства,
культуру
государства.

15

Блок

II

Раздел

Азия

№
уро
ка

Дата

Тема урока

18

13.11

Сербия и Черногория.

19

15.11

Эстонская Республика.

20

20.11

Латвийская Республика.

II четверть
Кол-во
часов

1

Практическая работа

Работа с
контурными
картами и атласом,
нанесение
границ
изучаемых
государств.

Словарь

ЗУН

Уметь находить
на политической
карте изучаемые
государства и их
столицы.

1
Выполнение заданий
в рабочей тетради.

21
22

22.11
27.11

Литовская Республика
Республика Белоруссия.

1
1

23

29.11

Украина. Республика Молдова.

1

24

04.12

Обобщающий урок по теме
«Европа».

1

25

06.12

Казахстан.

1

26

11.12

Узбекистан.

1

Видео экскурсия.

Работа
с
контурными
картами и атласом,
нанесение
границ
изучаемых

Уметь давать
краткую
характеристику:
географическое
положение,

16

27

13.12

Туркменистан.

1

28

18.12

Киргизия.

1

29

20.12

Таджикистан.

1

30

25.12

1

31

27.12

Юго-западная Азия:
Грузия.
Азербайджан.

1

государств.

климат, рельеф,
флоры и фауны,
хозяйства,
культуру
государства.

Выполнение заданий
в рабочей тетради.

Уметь
элементарно, по
плану давать
краткое описание
изучаемого
государства.

17

III четверть
Блок

Раздел

№
уро
ка

Дата

32

10.01

Тема урока

Армения.

Кол-во
часов

1
Работа
с
контурными картами
и атласом, нанесение
границ изучаемых
государств.

33

15.01

Турция.

34

17.01

Ирак.

1

35

22.01

Иран.

1

36

24.01

Афганистан.

1

37

29.01

Южная Азия:
Индия.
положение.
Экономика.

38

31.01

39

05.02

Практическая работа

Выполнение заданий
в рабочей тетради.

Словарь

ЗУН

Знать
географическое
положение,
столицы и
характерные
особенности
изучаемых
государств
Евразии.

Видео экскурсия.

1
Географическое
Природа.

Индия: население, культура,
обычаи, традиции
Восточная Азия:
Китай (КНР). Географическое

1
1

18

положение,
экономика.
40

07.02

Китай.

Население,

природа,

культура,

1

обычаи и традиции.

III

Россия

41

12.02

Монголия.

1

42

14.02

Корейская НД республика.

1

43

19.02

Республика Корея.

1

44

21.02

Япония. Население, культура,
обычаи, традиции.

1

45

26.02

1

46

28.02

Юго-Восточная Азия:
Королевство Таиланд
Вьетнам и Индия

47

05.03

1

48

07.03

Обобщающий
урок
по
географии материков и океанов
Границы России.

49

12.03

Россия
–
крупнейшее
государство Евразии.

1

Обозначение столиц
государств
в
рабочих тетрадях.

Уметь находить
на политической
карте изучаемые
государства и их
столицы.

Вычерчивание
простейших
схем
структуры
народного
хозяйства.
Видео экскурсия.

1

1

Работа
с
контурными картами
и атласом, нанесение
границ изучаемых
государств.

Уметь
элементарно, по
плану давать
краткое описание
изучаемого
государства.

19

50

14.03

Административное
России.

деление

51

19.03

Москва – столица России.

1

52

21.03

Обобщающий урок «Россия –
моя Родина».

1

1

Выполнение заданий
в рабочей тетради

Вычерчивание
простейших
схем
структуры
народного
хозяйства.

20

Блок

Iv

Раздел

Свой край
Ленинградская
область

Iv четверть
Кол-во
часов

№
уро
ка

Дата

Тема урока

53

02.04

История
возникновения
Ленинградской области.

1

54

04.04

Географическое
положение,
величина
территории,
поверхность
Ленинградской
области.

1

09.04

Полезные ископаемые и почвы.

1

56

11.04

Климат и сезоны.

1

16.04

Реки и озёра.

58

18.04

Водоснабжение

1
питьевой

в

ЗУН

Знать историю
возникновения
Ленинградской
области.

Работа с коллекцией
«Полезные
ископаемые»

Обозначение
на
схеме рек и озёр.

1

водой. Охрана водоёмов.
59

23.04

Растительный и животный мир.

1

60

23.04

Охрана
растительного
животного мира.

1

и

Экскурсия
краеведческий
музей.

Словарь

Уметь показывать
область на
физической карте.

55

57

Практическая работа

Составление
фото
монтажа растений и
животных
Ленинградской
области.

Уметь
элементарно, по
плану давать
краткое описание
своего края.

21

61

30.04

Промышленность нашего края.

1

62

02.05

Сельское
хозяйство
Ленинградской области.

1

63

07.05

Транспорт. Население.

1

64

14.05

Города Ленинградской области.

1

65

16.05

Выборгский район.

1

66

21.05

История возникновения города

1

Приморска.
67
68

23.05

Культурные и исторические
памятники в нашей местности.
Обобщающий урок по теме
«Свой край Ленинградская
область».

Составление схем:
основные
виды
транспорта области,
промышленности и
сельского хозяйства.

Видео экскурсия.

Знать правила
охраны водоёмов.
Знать схему
структуры
народного
хозяйства.
Уметь показывать
на карте
Ленинградской
области крупные
города.

1
1

22

6. Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы по географии
Класс/Программа
7 – 9 класс

Перечень используемых
оценочных средств (оценочных
материалов)/КИМы

Перечень используемых методических материалов

Программа специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида: Подготовительный, 5
– 9 классы. Под ред.
В.В.Воронковой; 4-е издание. –
М.: Просвещение, 2012

Лифанова Т. М.
География.
Рабочая тетрадь 7 класс Пособие
для
учащихся
специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Москва
«Просвещение», 2018.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России: 7 кл.: учеб. для
спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида 2 –е изд. -М.:
Просвещение, + приложение, 2018 г

Лифанова Т. М. География
Рабочая тетрадь 8 класс Учебное
пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих
адаптированные основные
общеобразовательные программы
3-е издание, Москва
«Просвещение», 2018.

Лифанова Т.М. География. 8 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват.
программы: с прил. - 11-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2018.
Лифанова Т.М. География. 9 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват.
программы: с прил. - 11-е изд. перераб. – М.:Просвещение, 2018.
Болотникова Н.В. География 6-8 классы Уроки с использованием
блочно-модульной технологии.- Волгоград: учитель, 2005г.

Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. –М.:
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь Махаон, 2005г
по
географии
материков
и
океанов. Государства Евразии для Крылова О.В. Интересный урок географии. –М.: Дрофа, 2004г
учащихся
специальных
(коррекционных) образовательных Шевченко
С.Г.
Коррекционно-развивающее
обучение:
учреждений VIII вида –Москва организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для
Просвещение, 2018
учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.
Инфоурок библиотека материалов
Сборник контрольных и тестовых

23

работ для учащихся 7-9 классов
коррекционных школ VIII. вида
География+Биология
2018
г.
https://infourok.ru/sbornikkontrolnih-i-testovih-rabot-dlyauchaschihsya-klassov-korrekcionnihshkol-viii-vida-geografiyabiologiya3263154.html
Казанцева
Г.А.
Контрольноизмерительные материалы по
географии
Пособие
для
учителей
специальных
(коррекционных).
общеобразовательных школ VIII
вида.
Разумовская
О.К.
Веселая
география. Викторины, ребусы,
кроссворды.
–Ярославль:
Академия развития
Фомина Ю.Ю. Итоговые тесты по
географии для коррекционной
школы VIII вида.
https://pedportal.net/starshieklassy/raznoe/itogovye-testy-pogeografii-7-9-klass

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».