География 6 класс

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021 года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»
от «31» августа 2021 года

Рабочая программа
по учебному предмету
«География»
6 класс

г. Приморск
2021 год

Содержание
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы

3
5
7
9

5.
6.

Календарно-тематическое планирование уроков
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей
программы по географии

16
27

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе Примерной адаптированной основной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); и сформирован в соответствии с документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31
июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 СП 2.4.3648 - 20 "Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН
1.2.3685 - 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" от 28.01.2021 № 2;
5. Инструктивно–методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся
особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Соответствие Государственному образовательному стандарту

6 класса и составлена с учётом возрастных и

психологических

3

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. В старших
классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале
Цель обучения:
изучение основных общих предметных понятий о географических объектах, явлениях, а также знания о земных оболочках.
Задачи обучения:
 Дать элементарные научные и систематические сведения о природе.
 Развитие логического мышления и речи учащихся, формирование навыков умственного труда.
 Расширить кругозор об окружающем мире.
Срок реализации рабочей учебной программы –1 год. По учебному плану на изучение данного предмета в 6 классе отводится 2 часа в
неделю, 68 часов в год.
Виды и формы контроля:
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: контрольные работы, самостоятельные (практические) работы.
При реализации программы используются следующие методы обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
(классификация методов по характеру познавательной деятельности):
 объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти;
 репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
 метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
 частично –поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
4

Основными технологиями обучения являются: традиционные, игровые, тестовые, использование опорных схем, здоровье
сберегающие, информационно-коммуникативные.

2. Общая характеристика учебного предмета
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и
явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким
является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой
и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических
знаний.
Начальный курс – первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов
«Природоведение», «окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и
животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В таких
условиях главная цель изучения курса в основной школе – овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении
учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне
5

знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы
на местности и в классе. Большое внимание уделяется изучению своей местности.
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а
также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии России.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим
положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.
Планирование составлено с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Характерная для этих учащихся сниженная познавательная
активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, плохо развитые навыки самостоятельной работы и
самоконтроля, слабая память – все эти и другие особенности обучающихся отрицательно влияют на успешность их обучения, основная
причина их стойкой неуспеваемости. Поэтому основное внимание обращается на овладение учащимися практическими навыками и
умениями, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для ознакомительного изучения (в содержании и
тематическом планировании они выделены курсивом). Многие из этих тем будут обязательны для изучения в старших классах:
«географические координаты», «горные породы», « изменение гор и равнин во времени и при взаимодействии внутренних и внешних
процессов», «климат», «природный комплекс». Большое внимание

уделяется вопросам, связанным с охраной окружающей среды.

Практическая часть программы модифицирована: исключены сложные практические работы, упрощены формулировки и содержание
отдельных работ. Практические работы проводятся в основном как обучающие, поскольку у шестиклассников приемы учебной деятельности
еще только формируются.

6

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и в
своём темпе. Кроме всего, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в
олимпиадах, конкурсах разного уровня. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых
учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Программа обеспечивает достижение определённых личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:






развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, бережного отношения к
культурно-историческому наследию родного края и страны.
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе
развитие мотивации к изучению предмета.

Коммуникативные учебные действия:
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
Регулятивные учебные действия:
1. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления
2. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

7

Познавательные:
1. Дифференцированно воспринимать мир, его временно-пространственную ориентацию
2. Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:






определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов при помощи наводящих вопросов учителя;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
показывать на карте некоторые географические объекты, из указанных в программе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии для 6 класса специальной коррекционной школы
VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

Достаточный уровень:








определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на
печатной основе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии для 6 класса специальной коррекционной школы
VIII вида

8

4. Содержание программы
I четверть
Введение (4 часа)
1. География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
2. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
3. Явления природы. Признаки времен года.
4. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1-5
классах.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1-4 классы, природоведение - 5 класс).
Ориентирование на местности (5 ч.)
1.Горизонт. Линия горизонта.
2.Стороны горизонта.
3.Компас и правила пользования им.
4.Ориентирование.
5. Закрепление понятий о горизонте и об основных направлениях
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
9

Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия (изобразительное искусство).
Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1.Зарисовка линии, сторон горизонта.
2.Схематическая зарисовка компаса.
3.Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.
4.Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности Земли (4 часа)
1.Рельеф местности, его основные формы. Равнины и холмы.
2.Овраги, их образование.
3.Горы, понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
4.Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение 5класс). Работа с глиной,
пластилином, природным материалом (ручной труд). Предметы и явления неживой природы (естествознание). Образование гор (история).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага.
2.Зарисовка различных форм земной поверхности.
3.Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)

10

Вода на Земле (5 часов)
1.Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды.
2.Родник, его образование.
3.Колодец. Водопровод.
4.Река, ее части. Горные и равнинные реки.
5. Как люди используют реки.
II четверть
Вода на Земле (5 часов)
1.Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
2.Болота, их осушение.
3.Океаны и моря явления природы: шторм, ураган, цунами.
4.Острова и полуострова.
5.Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Вода в природе (природоведение 5класс). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и
сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание 6 класс).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).
11

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
2.Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
3.Проведение опытов, показывающих:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
4. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
5. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).
План и карта(9 часов)
1.Рисунок и план предмета
2.Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
3.План класса.
4.План школьного участка.
5.Условные знаки плана местности.
6.План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
7.Условные цвета физической карты.
8.Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).
9.Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое обучение).
12

Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
2. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
3. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
4. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты).
5. Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
6. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
7. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
8. Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.
9. Изготовление топографического лото.

III четверть
Земной шар (14 ч.)
1.Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
2.Планеты.
3.Земля – планета. Форма Земли.
4.Освоение космоса.
13

5.Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
6.Физическая карта полушарий.
7.Распределение воды и суши на Земле. Океаны.
8. Материки на глобусе и карте полушарий.
9.Первые кругосветные путешествия.
10.Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи).
11.Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
12. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
13.Природа тропического пояса.
14.Природа умеренных и полярных поясов.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Кругосветные
путешествия (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными)
контурами материков.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1.Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
2.Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
3.Оформление таблицы названий океанов и материков.
4.Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
14

5. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
6.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим
поясам освещенности.
7. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Карта России (22 часов)
1.Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва.
2. Границы России на западе и юге.
3.Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
4.Моря Тихого и Атлантического океанов.
5.Острова России.

Iv четверть

6.Полуострова России.
7.Поверхность нашей страны: равнины.
8.Низменности, возвышенности, плоскогорья.
9.Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
10.Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
11.Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
15

12.Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
13.Реки Сибири: Обь, Енисей .
14.Реки: Лена, Амур.
15.Озёра России.
16.Свой край – Ленинградская область. Ленинградская область на карте России. Границы Ленинградской области.
17.Поверхности и полезные ископаемые.
18.Климат Ленинградской области.
19.Растительный мир нашей местности. Животный мир Ленинградской области.
20. Животный мир Ленинградской области.
21. Экскурсия в природу.
22. Заключительный урок по теме: Свой край.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые
(естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.
2. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
3. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения.
4. Путешествия по нашей стране (по карте).

16

5.Календарно-тематическое планирование уроков

Блок

I

Раздел

Введение

№
ур
ока

1
2
3

Дата

Тема урока

I четверть
Кол-во
часов

География - наука о природе
Земли.
Наблюдения за изменениями
высоты Солнца и погоды.
Явления природы. Признаки
времен года.

1
1
1

Практическая работа

Признаки
времен
года.
Чтение и обобщение
календарей природы
и труда.
Знакомство с
учебником, атласом,
рабочими тетрадями.

Словарь

Осадки
Шторм

ЗУН

Знать, что изучает
наука-география,
условные знаки
погоды.

Ураган
Смерч
Ветер

Географические сведения о
своей местности и труде
населения.

1

5

Горизонт. Линия горизонта.

1

6

Стороны горизонта.

1

7

Компас и правила пользования
им.
Ориентирование по местным
признакам и природным
объектам.

1

4

II

Ориентирование
на местности

8

Экскурсия

1

Зарисовка линий
сторон горизонта,
компаса.
Упражнения в
определение сторон
горизонта

Небосвод
Горизонт
Ориентирование

Уметь
ориентироваться
по местным
признакам.
Знать стороны
горизонта

Компас
Звезды
17

Закрепление понятий о
горизонте и об основных
направлениях.
Рельеф местности, его
основные формы. Равнины и
холмы.
Овраги, их образование.

1

Экскурсия

1

12

Горы,
понятия
о
землетрясениях и извержениях
вулканов.

1

Моделирование
форм поверхности
Земли.
Зарисовка форм
поверхности Земли.
Сравнение объектов
по высоте.
Экскурсия

13

Экскурсия для ознакомления с
формами
рельефа
своей
местности.

1

14

Значение воды для жизни на
Земле. Круговорот воды.

1

15

Родник, его образование.

1

16

Колодец. Водопровод.

1

9

III

Формы
поверхности
Земли

10

11

Iv

Вода на Земле

1

Экскурсия на ручей,
родник, колодец
(местные водоёмы)

Равнины
Холмы
Низменности
Возвышенности
Плоскогорье
Овраг
Горы
Землетрясения
Вулкан
Магма
Кратер
Вулканологи
Альпинизм

Знать основные
формы
поверхности
Земли.
Уметь по цвету
определять на
карте высоту
поверхности
Земли.

Знать виды
водоёмов.
Уметь определять
по течению реки
левые и правые
берег.

18

Блок

Раздел

№
ур
ока
17

18

Дата

Тема урока

II четверть
Кол-во
часов

Река, ее части.
Горные и равнинные реки.

1

Как люди используют реки.
1

План и карта

Моделирование и
зарисовка схем
реки, колодца,
острова,
полуострова

Словарь
Исток, русло,
устье

19

Озера, водохранилища, пруды.
Разведение рыб, птиц.

1

20

Болота, их осушение.

1

21

Океаны и моря явления
природы: шторм, ураган,
цунами.
Острова и полуострова.

1

23

Водоемы в нашей местности.
Охрана воды от загрязнения.

1

24

Рисунок и план предмета.

1

Масштаб

25

Масштаб. Измерение
расстояний и их изображение
на плане по масштабу.
Использование плана в

1

Аэрофотосъёмка

22

v

Практическая
работа

1

Растворение
морской соли в
пресной воде,
сравнение их по
вкусу.

ЗУН

Знать виды
водоёмов.
Уметь определять
по течению реки
левые и правые
берег
Знать меры,
применяемые по
охране воды от
загрязнения.

Очистка воды
фильтром.
Уметь читать и
чертить
небольшие планы
местности.

План
19

практической деятельности
человека.
26
27

План класса.

1

28

Условные
местности.

плана

1

29

План и географическая карта.
Основные
направления
на
карте. Масштаб карты.

1

30

Условные
карты.

физической

1

31

Условные знаки физической
карты (границы, города, моря,
реки, каналы и т. д.).
Физическая карта России.
Значение географической карты
в жизни и деятельности людей.

1

32

цвета

Карта

1

План школьного участка.
знаки

Картографы
Составление
плана класса.
Составление
плана школьного
участка.

Знать основные
условные
обозначения и
цвета карты и
плана.

Работа с картой,
показ водоёмов,
равнин, гор и т.д.

1

20

Блок

Раздел

№
уро
ка

vI

Земной шар

33

Дата

Тема урока

III четверть
Кол-во
часов

34
35

Краткие сведения о Земле,
Солнце, Луне.
Планеты.
Земля – планета. Форма Земли.

1
1
1

36

Освоение космоса.

1

37

1
Глобус - модель Земного шара.
Земная ось, экватор, полюса.

Практическая работа

Словарь

Изготовление
из Глобус
пластилина модели Экватор
земного шара.
Полюс
Земная ось
Оформление
в Атмосфера
тетради
таблицы
названия океанов и Космос
материков.
Солнечная
система

38

Физическая карта полушарий.

1

Астрономия

39

Распределение воды и суши на
Земле. Океаны.

1

Материк

ЗУН

Знать названия
планет
Знакомиться с
публикациями об
освоение космоса.
Уметь показывать
на глобусе и карте
океаны и
материки.

Часть света
40

Материки на глобусе и карте
полушарий.

1

Климат

21

Первые кругосветные
путешествия.
Значение Солнца для жизни на
Земле. Различие в освещении и
нагревании солнцем земной
поверхности.
Понятие о климате, его отличие
от погоды. Основные типы
климата.
Пояса освещенности: жаркий,
умеренные, холодные.
Природа тропического пояса.

1

46

Природа умеренных и
полярных поясов.

1

47

Положение России на глобусе,
карте полушарий, физической
карте. Столица России Москва.
Границы России на западе и
юге.

1

Морские границы. Океаны и
моря, омывающие берега России.

1

Моря Северного Ледовитого
океана.
Моря Тихого и Атлантического
океанов.

1

41
42

43

44
45

v II

Карта России

48

49

50
51

1

1

Работа с
контурными
картами.

1
1

Схематические
зарисовки в
тетрадях.

Выполнение заданий
в рабочей тетради.

Саванны
Пустыня
Национальные
парки
Бураны

Знать схему
расположения на
карте поясов
освещенности.

Тундра

Уметь показывать
на карте Россию и
столицу г.Москва

1

1

Уметь показывать
на карте объекты,
указанные в
номенклатуре.
Уметь составлять
описание
объектов по карте
и плану.

22

Острова России.

52

Блок

Раздел

№
уро
ка

53

54

Дата

Тема урока

Полуострова
Поверхность
равнины.

нашей

1

Iv четверть
Кол-во
часов

России.
страны:

Низменности, возвышенности,

1

Практическая работа

Нанесение на
контурную карту:
равнин, гор, озёр,
рек.

56
57

Горы: Урал, Кавказ, Алтай,
Саяны.

Крупнейшие месторождения
полезных ископаемых
Реки: Волга с Окой и Камой.
Водохранилища, каналы, ГЭС

Исток
Устье

1

плоскогорья.
55

Словарь

ЗУН

Уметь составлять
описание
географических
объектов по плану
и карте.

Русло
Долина

1

1
1

Нанесение на
к/карту условных
знаков полезных
ископаемых.

Приток

23

58

Реки: Дон, Днепр, Урал.

1

59

Реки Сибири: Обь, Енисей.

1

60
61
62

Реки: Лена, Амур.
Озёра России.
Свой край – Ленинградская
область.
Границы
Ленинградской области.

1
1
1

63

Поверхности
ископаемые.

и

полезные

1

64

Климат
области.

Ленинградской

1

65

Растительный
местности.

66

Животный мир Ленинградской
области.
Экскурсия в природу.
Заключительный урок по теме:
Свой край.

67
68

мир

нашей

1

Гидроэлектроста
нция

Изготовление
картосхемы: рельеф,
полезные
ископаемые, реки и
озёра.

Уметь показывать
на карте
Ленинградскую
область, г. Санкт
– Петербург.

Зарисовка растений
нашего края.

1
1
1

6. Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы по географии
24

Класс/Программа
7 – 9 класс

Перечень используемых
оценочных средств (оценочных
материалов)/КИМы

Перечень используемых методических материалов

Программа специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида: Подготовительный, 5
– 9 классы. Под ред.
В.В.Воронковой; 4-е издание. –
М.: Просвещение, 2012

Лифанова Т. М.
География.
Рабочая тетрадь 7 класс Пособие
для
учащихся
специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Москва
«Просвещение», 2018.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России: 7 кл.: учеб. для
спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида 2 –е изд. -М.:
Просвещение, + приложение, 2018 г

Лифанова Т. М. География
Рабочая тетрадь 8 класс Учебное
пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих
адаптированные основные
общеобразовательные программы
3-е издание, Москва
«Просвещение», 2018.

Лифанова Т.М. География. 8 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват.
программы: с прил. - 11-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2018.
Лифанова Т.М. География. 9 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват.
программы: с прил. - 11-е изд. перераб. – М.:Просвещение, 2018.
Болотникова Н.В. География 6-8 классы Уроки с использованием
блочно-модульной технологии.- Волгоград: учитель, 2005г.

Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. –М.:
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь Махаон, 2005г
по
географии
материков
и
океанов. Государства Евразии для Крылова О.В. Интересный урок географии. –М.: Дрофа, 2004г
учащихся
специальных
(коррекционных) образовательных Шевченко
С.Г.
Коррекционно-развивающее
обучение:
учреждений VIII вида –Москва организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для
Просвещение, 2018
учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.
Инфоурок библиотека материалов
Сборник контрольных и тестовых
работ для учащихся 7-9 классов
25

коррекционных школ VIII. вида
География+Биология
2018
г.
https://infourok.ru/sbornikkontrolnih-i-testovih-rabot-dlyauchaschihsya-klassov-korrekcionnihshkol-viii-vida-geografiyabiologiya3263154.html
Казанцева
Г.А.
Контрольноизмерительные материалы по
географии
Пособие
для
учителей
специальных
(коррекционных).
общеобразовательных школ VIII
вида.
Разумовская
О.К.
Веселая
география. Викторины, ребусы,
кроссворды.
–Ярославль:
Академия развития
Фомина Ю.Ю. Итоговые тесты по
географии для коррекционной
школы VIII вида.
https://pedportal.net/starshieklassy/raznoe/itogovye-testy-pogeografii-7-9-klass

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».