Русский язык 7-9 класс

Приложение
к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
протокол № 01 от «30» августа 2021
года

приказом № 12
по ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат»
от «31» августа 2021года

Рабочая программа
по учебному предмету
"Русский язык "
7 -9 класс

г. Приморск
2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» является рабочей и разработана на основе типовой программы для
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой
(Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой
В.В./ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2011), составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2;
5. Инструктивно – методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
от 20.08.2021 г. № 19 – 19495/2021 «Об организации деятельности в 2021/2022 учебном году;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28декабря 2018 года № 345 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат»;
8. Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7-9 классов и составлена с учётом возрастных и психологических
особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
2

Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. В старших классах осуществляются
задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Рабочая программа предусматривает:
Предмет: Русский язык
Курс: базовый
Срок реализации программы: 3 года
Всего часов на изучение программы: 408 часов
Структура документа
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического
обеспечения образовательного процесса; календарно-тематическое планирование. Программный материал структурно и
содержательно расположен концентрически: уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания. Резервное время
используется для проведения контрольно-обобщающих уроков по темам.
Цель курса: создать условия для изучения обучающимися элементарного курса грамматики, правописания и развития речи.
Программа формулирует следующие задачи:
 дать курс элементарных знаний по грамматике и правописанию;
 выработать орфографические умения и навыки на основании грамматических знаний обучающихся;
 продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса;
 совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
 развитие пространственной ориентации,
 развитие основных мыслительных операций,
 коррекция речи и мышления,
 коррекция фонематического слуха,
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы,
 обогащение словаря,
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
 развитие нравственных качеств обучающихся.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация
обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием
3

обусловлена трудностями овладения ими графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся
психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что обучающиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,
должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или
сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим
обучающимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Данный курс направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся, формирование практически значимых
орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. В процессе изучения предмета происходит
коррекция высших психических функций обучающихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Обучающиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются
навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения
простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения.
Основными темами элементарного курса грамматики и правописания являются состав слова и части речи. Изучение состава
слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе
упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое
значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по
написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с недоразвитием интеллекта к самостоятельной
жизни, к общению. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого
предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и
пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с
недоразвитием интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над
развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую
обучающимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
Продолжается обучение навыкам делового письма, которое осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают
образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование
навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении
автобиографии, заявления, расписки и др.). Эти навыки необходимы обучающимся с интеллектуальным недоразвитием для
организации общения в повседневной жизни, при устройстве на работу.
Виды и формы организации учебного процесса
4

 Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностноориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Типы урока:
 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Цель: изучение и первичное закрепление новых
знаний.
 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Цель: выработка умений по применению знаний.
 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Цель: обобщение единичных знаний в систему.
 Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Цель: определить уровень овладения знаниями,
умениями и навыками
 Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных
работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
 полнота ответа,
 умение практически применять свои знания.
При организации итоговой (контрольной) проверки знаний обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, следует
исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и
практическую деятельность.
Основные содержательные разделы курса
 Повторение пройденного в начале года
 Состав слова
 Имя существительное
 Имя прилагательное
 Глагол
 Местоимение
 Наречие
 Числительное
 Предложение
 Повторение пройденного в конце года

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
7 класс – 136 часов (4 часа в неделю)
№
раздела

1.

2.

3.

Содержание

Знания

Умения

Повторение. Предложение
Простое и сложное предложение.
Должны знать:
Уметь различать члены предложения,
Простое предложение с однородными членами.
Понятия:
Дифференцировать
предложения
Однородные члены предложения без союзов, с
 Простое
и
сложное простые и сложные.
одиночным союзом «и», с союзами «а», «но».
предложение.
Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».
 Однородные
члены
предложения.
 Сложные предложения с
союзами.
Словарные слова: беречь,
насекомые, спектакль, стадион,
мороженое.
Слово. Состав слова
Корень, приставка, суффикс, окончание.
Должны знать:
Единообразное написание гласных и согласных в
Понятия:
корнях слов, в приставках.
 Корень,
приставка,
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. суффикс, окончание.
Сложные слова.
 Сложные слова.
Случаи написания сложных слов с
соединительными гласными «о» и «е».
Имя существительное
Имя существительное как часть речи.
Должны знать:
Имена существительные собственные и
Понятия:
нарицательные.
 Род, число, падеж имени
Род и число имен существительных.
существительного.
Падеж и склонение имен существительных.
 Имена
существительные
Правописание падежных окончаний имен
собственные и нарицательные.
существительных в единственном и
 Склонение
имен
множественном числе.
существительных.

Уметь писать под диктовку текст, применять
правило проверки написания слов.
Уметь писать слова с непроверяемыми
гласными и согласными в корне слова, сложные
слова с соединительными гласными.

Уметь выделять имя существительное как часть
речи.

Разбор имени существительного.

4.

5.

Словарные слова: мастер,
почтальон, продавец, слесарь,
токарь, тренер, тренировать,
хирург,
патриот,
Россия,
материк, милиция, население,
монтаж, бутерброд, программа,
лекарство,
литература,
хозяйство, бригада, кабинет,
универмаг, километр, тротуар.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи.
Должны знать:
Уметь выделять имя прилагательное как часть речи.
Значение имени прилагательного в речи.
Понятия:
Согласование имени прилагательного с именем
 Род, число, падеж имени
существительным в роде, числе и падеже.
прилагательного.
Изменение имен прилагательных по числам и
 Согласование
имени
родам.
прилагательного
с
именем
Склонение имен прилагательных.
существительным.
 Склонение
имен
прилагательных.
Словарные слова: экзамен.
Местоимение
Местоимение как часть речи.
Должны знать:
Уметь выделять местоимение как часть речи.
Личные местоимения. Местоимения 1,2,3-го лица.
Понятия:
Склонение и правописание личных местоимений
 Местоимение.
единственного и множественного числа.
 Личные местоимения
 Местоимения 1,2,3-го лица.
 Склонение
личных
местоимений.
Словарные слова: делегат.
Глагол

7

6.

Глагол как часть речи.
Роль глагола в предложении.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по лицам.
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м
лице единственного числа.
Правописание окончаний глаголов в 3-лице.
Неопределенная форма глаголов.
Правописание «ь» в неопределенной форме
глагола.
Правописание «-тся», «-ться» в глаголах.
«Не» с глаголами.
Изменение глаголов прошедшего времени по
родам и числам.

7.

Простое и сложное предложение.
Предложение с однородными членами. Сравнение
простых предложений с однородными членами,
соединенными союзами «и», «а», «но» со
сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения.

Должны знать:
Уметь выделять глагол как часть речи.
Понятия:
 Глагол.
 Время глаголов.
 Число глаголов.
 Изменение глаголов по
лицам.
 Неопределенная
форма
глаголов.
Словарные
слова:
государство,
температура,
гастроном, планета, гардероб,
стеречь,
рецепт,
бассейн,
велосипед, революция.
Предложение
Должны знать:
Понятия:
 Предложение сложное и
простое.
Словарные
слова:
мотор,
электричество,
паспорт,
процент.

Уметь
различать
однородные
члены
предложения без союзов и с союзами;
дифференцировать
однородные
члены
простого предложения с союзами и сложное
предложение с союзами

8 класс – 136 часов (4 часа в неделю)
№
раздела

1.

Содержание

Знания

Простое и сложное предложение. Подлежащее и
сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами.
Сложное предложение с союзами И, А, НО и без
союзов.

Повторение
Особенности
однородных
членов
предложения,
постановка запятой между
ними.
Правила
пунктуации
в

Умения

Отличать простое предложение от
сложного. Выделять в предложении
главные
и
второстепенные
члены.
Распознавать однородные члены в
предложении, соблюдать интонацию
8

сложных предложениях без перечисления.
Применять
правила
союзов и с союзами И, А, постановки
запятой
в
сложных
НО.
предложениях без союзов и с союзами.
2.

Однокоренные слова; подбор однокоренных слов,
относящихся к различным частям речи, разбор их по
составу. Единообразное написание звонких и глухих
согласных, ударных и безударных гласных в корнях
слов. Образование слов с помощью приставок и
суффиксов. Правописание приставок с О и А.
Сложные слова. Образование сложных слов с
соединительными гласными и без соединительных
гласных. Описание картины И.Шевандровой «В
сельской»

Состав слова
Части слова.
Правила правописания.
Способы образования
сложных слов.

Разбирать слова по
составу. Подбирать
однокоренные слова.
Образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов.
Применять правила
правописания при письме.
Образовывать сложные
слова при помощи
соединительных гласных
ОиЕ.
Составлять тест,
отражающий содержание
картины; правильно строить предложения.

Части речи
3.

Части речи. Отличительные признаки.
Имя существительное

4.

Значение имени существительного в речи. Основные
грамматические категории имени существительного.
Склонение имен существительных. Правописание
падежных окончаний существительных
единственного и множественного числа.
Несклоняемые существительные. Морфологический
разбор имени существительного. Описание картины
Б.Кустодиева «Масленица». Устное сочинениерассказ по картине Решетникова «Опять двойка».

Грамматические признаки имени
существительного. Три
склонения имени
существительного. Правила
правописания существительных с
шипящей на конце; правописание
падежных окончаний
существительных в единственном
и множественном числе.

Относить слова к определенной
грамматической категории. Определять
склонение имен существительных. Применять
правила правописания при письме и объяснять
их. Производить морфологический разбор.

9

5.

6.

7.

Имя прилагательное
Согласование имени прилагательного с именем
Грамматические признаки имени
существительным в роде, числе и падеже.
прилагательного. Правила
Правописание падежных окончаний имен
правописания окончаний имен
прилагательных в единственном и множественном
прилагательных.
числе. Имена прилагательные на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, их
склонение и правописание. Морфологический
разбор имени прилагательного. Сочинение по
картине «Поход князя Игоря».
Личное местоимение как часть речи. Лицо и число
местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3 лица единственного числа.

Местоимение
Грамматические признаки
местоимений. Лицо и число
местоимений. Правописание
личных местоимений.
Изложение. Деловое письмо
«Заявление»

Глагол
Значение глагола. Неопределенная форма глагола.
Грамматические признаки
Изменение глагола по временам и лицам.
глагола. Время, число, лицо
Спряжение глаголов. Различение окончаний
глаголов. Спряжение глаголов.
глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание безударных Правила правописания
личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
безударных личных окончаний
Деловое письмо «Анкета». Сочинение-рассуждение глаголов.
«Мой день рождения».

Относить слова к определенной
грамматической категории. Ставить вопросы
к прилагательному; определять род, число,
падеж существительного и связанных с ними
прилагательных. Производить
морфологический разбор имени
прилагательного.

Употреблять личные местоимения; указывать
лицо и число. Склонять личные местоимения.
Применять правило правописания личных
местоимений с предлогами.

Относить слова к определенной
грамматической категории. Указывать время
глаголов. Определять число, род, лицо
глаголов. Указывать спряжение глаголов.
Выделять личные окончания глаголов.
Объяснять правописание глаголов, применять
правило при письме.

Предложение

10

8.

9.

Простое предложение. Предложения
распространенные и нераспространенные. Главные
и второстепенные члены предложения. Простое
предложение с однородными членами; знаки
препинания при однородных членах. Обращение,
знаки препинания при обращении. Виды
предложений при интонации. Сложное
предложение. Сложные предложения с союзами и
без союзов. Сложные предложения с союзными
словами, знаки препинания перед ними. Сочинениеописание картины В.Маковского «Свидание».

Правописание гласных, согласных, разделительного
твердого знака в приставках. Правописание гласных
и согласных в корне слова. Сложные предложения
без союзов, с союзами и союзными словами.

Главные и второстепенные члены
предложения; роль главных
членов предложения.
Особенности распространенных и
нераспространенных
предложений. Особенности
однородных членов. Правила
постановки запятой в
предложении с однородными
членами. Выделение знаками
обращения в предложении.
Правила постановки запятой в
сложных предложениях без
союзов и с союзами. Виды
предложений по интонации.
Повторение
Правила правописания
приставок. Правила
правописания гласных и
согласных в корне слова.

Выделять главные и второстепенные члены в
предложении. Определять однородные члены
в предложении, указывать какими частями
речи они выражены. Объяснять постановку
знаков препинания. Находить в предложении
слова-обращения; выделять их на письме,
объяснять знаки препинания. Распознавать
повествовательные, вопросительные и
побудительные предложения, употреблять их
в речи.

Объяснять и применять правила
правописания. Чертить схемы предложений.
Находить в предложении главные члены.
Объяснять и применять правила постановки
запятой в сложных предложениях перед
союзами и союзными словами.

11

9 класс – 136 часов (4 часа в неделю)
№
раздела

1.

2.

Содержание

Простое предложение. Виды предложений по
интонации. Главные и второстепенные члены
предложения. Простое предложение с
однородными членами. Знаки препинания при
однородных членах с союзом И и без союза.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложное предложение без союза, с союзами и
союзными словами.

Знания

Повторение. Предложение
Виды предложений по
интонации. Особенности
однородных членов
предложения, постановка
запятой между ними. Правила
пунктуации при обращении; в
сложных предложениях без
союзов, с союзами И, А,НО; с
союзными словами ЧТО,
ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА

Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие
согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и
безударные гласные. Разделительный мягкий и
твердый знаки.

Звуки и буквы
Алфавит. Группы гласных и
согласных. Парные звонкие и
глухие согласные. Непарные
согласные. Правила написания
мягкого и твердого знаков в
словах. Правила правописания
ударных и безударных гласных,
парных звонких и глухих
согласных, непроизносимых
согласных в корне слова; способы
проверки слов.

Умения

Определять границы предложений; ставить
нужные знаки препинания в конце
предложения. Распознавать однородные
члены в предложении, соблюдать интонацию
перечисления. Распознавать обращения в
предложении, выделять их запятыми.
Применять правила постановки запятой в
сложных предложениях без союзов, с
союзами и союзными словами.

Располагать слова в алфавитном порядке.
Проверять написание слов с парными
звонкими и глухими согласными в корне;
распознавать в словах проверяемые и
непроверяемые безударные гласные в корне и
подбирать проверочные слова, сравнивать
написание корня в проверочном и
проверяемом словах. Отличать
разделительный мягкий от разделительного
твердого знака.

Имя существительное

12

3.

Значение имени существительного в речи.
Грамматические признаки имени существительного.
Склонение имени существительного. Ударные и
безударные окончания. Морфологический разбор
имени существительного. Существительные с
шипящей на конце.

Значение имени
существительного в речи.
Грамматические признаки. Три
склонения имен
существительных. Правило
правописания имен
существительных с шипящей на
конце; правило правописания
безударных падежных
окончаний.

Относить слова определенной грамматической
категории. Распознавать имена собственные и
нарицательные, одушевленные и
неодушевленные существительные.
Определять склонение имен
существительных. Применять правило
правописания безударных падежных
окончаний в единственном и множественном
числе. Производить морфологический разбор
имени существительного. Объяснять
правописание существительных,
оканчивающихся на шипящий.

Имя прилагательное
4.

5.

Роль прилагательного в речи. Связь имени
прилагательного с именем существительным.
Безударные окончания прилагательных.
Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, ЫЕ. Морфологический разбор имени
прилагательного.

Личное местоимение как часть речи. Лицо и число
местоимений. Склонение. Личные местоимения с
предлогами. Правописание местоимений 3 лица.
Заметка-сочинение.

Грамматические признаки имени
прилагательного. Правило
правописание окончаний имен
прилагательных.

Местоимение
Грамматические признаки
местоимения Лицо и число
местоимений. Правописание
личных местоимений 3 лица.

Относить слова определенной грамматической
категории. Ставить вопросы к
прилагательным; определять род, число,
падеж существительных и связанных с ними
прилагательных. Проверять безударные
окончания прилагательных способом
постановки вопроса; выделять окончания
прилагательных. Проводить морфологический
разбор имени прилагательного.

Употреблять личные местоимения; указывать
лицо и число. Склонять личные местоимения;
определять падеж. Применять правило
правописания личных местоимений с
предлогами. Правильно строить предложения,
13

осуществлять контроль за письмом.
Глагол
6.

7.

8.

Различение глаголов по значению. Грамматические
признаки глаголов. Род и число глаголов
прошедшего времени. Правописание глаголов
неопределенной формы на –СЯ. Правописание
частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по
лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица
единственного числа. Спряжение глаголов.
Правописание окончаний 1 и 2 спряжений.
Правописание безударных окончаний.
Повелительная форма глаголов. Правописание
глаголов повелительной формы. Мягкий знак в
глаголах. Описание картины В.Поленова
«Московский дворик». Сочинение-рассуждение.

Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие
время, место, способ действия. Правописание
наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по
трудовому обучению.

Грамматические признаки
глагола. Род, число и лицо
глаголов. Спряжение глаголов.
Повелительная форма глаголов
единственного и множественного
числа. Правила правописания
глаголов неопределенной формы;
частица НЕ с глаголами. Правила
правописания глаголов 1 и 2
спряжения. Правило
правописания Ь в глаголах.

Наречие
Грамматические признаки
наречия. Значение наречий.
Правило правописания наречий с
А и О на конце.

Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Числительные
Грамматические признаки
количественные и порядковые. Правописание
числительного. Правописание
числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до числительных. Правила
900, правописание числительных 90, 200, 300, 400.
написания чисел в доверенности,

Относить слова к определенной
грамматической категории. Указывать время
глаголов. Определять число, лицо и род
глаголов. Указывать спряжение глаголов.
Выделять личные окончания глаголов.
Объяснять правописание глаголов 2 лица
единственного числа; применять правило при
письме. Обосновывать написание НЕ с
глаголами. Заменять глаголы повелительной
формы единственного числа на
множественное и наоборот.

Относить слова к определенной
грамматической категории. Находить в
предложении наречия, ставить к ним вопросы
от глаголов. Указывать значение наречий.
Объяснять написание наречий с О и А на
конце. Восстанавливать последовательность
операций при изготовлении изделия.

Ставить вопросы к числительным; определять
количественные и порядковые числительные.
Правильно оформлять доверенность.
14

Числа в деловых бумагах.

9.

Части речи. Отличительные признаки
прилагательного и порядкового числительного.
Различение прилагательного и наречия. Различие
имени существительного и местоимения.

расписке, объявлении,
телеграмме.
Части речи
Части речи. Грамматические
признаки частей речи.

Определять части речи. Отличать имя
прилагательное от порядкового
числительного. Отличать прилагательное от
наречия. Отличать имя существительное от
местоимения.

Предложение
10.









Простое предложение. Главные и второстепенные
члены предложения. Предложения
распространенные и нераспространенные
предложения с однородными членами. Обращение,
знаки препинания при обращении. Сложное
предложение. Предложения с союзами и без союзов.
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Главные и второстепенные члены
предложения; роль главных
членов предложения.
Особенности однородных членов.
Правила постановки знаков
препинания при однородных
членах, при обращении, в
сложных предложениях с союзом
и без союза, при оформлении
прямой речи.

Выделять главные и второстепенные члены
предложения. Определять однородные члены
предложения, указывать какими частями речи
они выражены. Указывать связь однородных
членов предложения с относящимися к ним
словами. Объяснять постановку знаков
препинания. Находить в предложении словаобращения; выделять их на письме; объяснять
знаки препинания. Оформлять прямую речь
при письме.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся на конец обучения
Базовый уровень
Должны уметь:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65–80 слов);
писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
оформлять деловые бумаги;
15

















пользоваться школьным орфографическим словарём.
разбирать слово по составу;
строить простое распространённое предложение с однородными членами;
связно высказываться устно и письменно (по плану).
Должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила написания слов.
способы проверки написания слов.
Минимальный уровень
Должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
пользоваться школьным орфографическим словарём.
Должны знать:
- алфавит.

16

Рабочая программа разработана к учебно-методическому комплекту:

Основная
литература

Программа
Базовый
учебник

Инструмент по отслеживанию
результатов работы

Учебно-методические
пособия
для учителя

 Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2010
 Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык: учебник для 5-9 классов спец. (коррекц. образоват.
учреждений VIII вида. - М.: Просвещение

 Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для
учителя / сост. Е. Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
 Барская Н. М., Нисневич Л. А. Обучение русскому языку в 5 – 9 классах вспомогательной школы: Пособие
для учителя. – М.: Просвещение, 1992
 Дифференцированное обучение на уроках русского языка: метод. пособие/ сост. Иванова Л. К. – ЛОИРО,
2000
 Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4
- 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений: – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1:
Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное.
 Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб.-метод. Пособие для работы с уч-ся 4
- 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений: – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2:
Глагол. Местоимение. Причастие.
 Свириденков В. П. Сборник упражнений по русскому языку для V- VIII классов вспомогательной школы.
М., «Просвещение», 1969

18

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе

№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов
1

11
12
13
14
15
16

Повторение
Повторение. Простое предложение.
Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.
Повторение. Сложное предложение.
Сложные предложения с союзами и, а ,но .
Повторение. Бессоюзные сложные предложения.
Повторение. Однородные члены предложения.
Деловое письмо. Телеграмма.
Закрепление по теме: Предложение».
Контрольное списывание по теме: « Предложение».
Состав слова
Части слова: корень. Однокоренные слова.
Части слова: приставка. Словообразовательная роль приставок.
Правописание приставок.
Суффикс. Словообразовательная роль суффикса
Окончание – изменяемая часть слова.
Закрепление знаний по теме «Состав слова».
Проверочная работа по теме "Состав слова"

17
18

Единообразное написание гласных в корне слова
Единообразное написание гласных в корне слова

1
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Звонкие и глухие согласные в корне.
Непроизносимые согласные в корне.
Гласные и согласные в приставках.
Письмо по памяти. Дифференциация предлога, приставки.
Приставка и предлог
Правописание приставок и предлогов
Разделительный твердый знак (ъ) после приставок
Сложные слова с соединительными гласными о и е.
Закрепление пройденного. Правописание безударных гласных.
Контрольная работа за I четверть.
Анализ и работа над ошибками.
Закрепление пройденного. Состав слова.
Закрепление пройденного. Дифференциация приставок и предлогов.
Закрепление пройденного. Сложные слова.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи.
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Правописание ь в существительных с шипящей на конце.
Имя существительное. Падежные окончания.
Склонение по падежам существительных единственного числа. Письмо по памяти.
Склонения существительных.
Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения.
Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.
Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Правописание падежных окончаний существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Существительные множественного числа родительного падежа с шипящими на конце.
Обобщающий урок по теме «Имя существительное».
Контрольная работа по теме «Имя существительное».
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи.
Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа.
Правописание окончаний прилагательных женского рода в единственном числе.
Закрепление «Правописание родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном
числе»
Самостоятельная работа. «Правописании родовых и падежных окончаний имен
прилагательных в единственном числе».
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание окончаний прилагательных во множественном числе.
Упражнения в правописании безударных окончаний имён прилагательных.
Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное».
Контрольная работа за II четверть.
Работа над ошибками.
Закрепление по теме: «Имя прилагательное».
Деловое письмо. Заметка в стенгазету.
Местоимение
Понятие о местоимении. Значение в речи.
Личные местоимения.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений 1-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений 2-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица.
Личные местоимения 3 лица. Род и число местоимений
Склонение местоимений 3 лица единственного числа.
Склонение и правописание личных местоимения 3-го лица множественного числа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104

Правописание местоимений с предлогами.
Правописание местоимений с предлогами. Письмо по памяти.
Обобщающий урок по теме: «Местоимение».
Контрольный диктант по теме «Местоимения».
Работа над ошибками.
Глагол
Понятие о глаголе как части речи.
Роль глаголов в речи.
Изменение глаголов по временам. Настоящее время.
Изменение глаголов по временам. Прошедшее время.
Изменение глаголов по временам. Будущее время.
Упражнения в изменении глаголов по временам. Письмо по памяти.
Изменение глаголов по числам.
Практические упражнения в изменении глаголов по временам, числам.
Лексико-орфографическая работа. Словарный диктант.
Родовые окончания глаголов прошедшего времени единственного числа.
Родовые окончания глаголов прошедшего времени единственного числа.
Правописание окончаний глаголов прошедшего времени единственного числа.
НЕ с глаголами.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Изменение глаголов по лицам. Письмо по памяти.
Глаголы 1-го лица единственного и множественного числа.
Глаголы 2-го лица единственного и множественного числа
Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа
Правописание глаголов на –ся, -сь
Контрольная работа за III четверть.
Работа над ошибками.
Повторение. «Глагол как часть речи»
Повторение. "Глагол как часть речи".
Деловые бумаги. Письмо.
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

Правописание глаголов в 3-м лице.
Обобщение по теме: «Глагол»
Предложение
Простое и сложное предложение.
Различение простых и сложных предложений. Распространённые и нераспространённые
предложения.
Простое предложение с однородными членами
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.
Однородные члены предложения с союзами и, а, но и без союзов
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и
Обобщение по теме «Однородные члены предложения»
Изложение текста-описания картины М.А. Врубеля «Царевна Лебедь»
Сложное предложение
Сложные предложения с союзами и, а, но
Правописание сложных предложений с союзами и, а, но
Обращение
Знаки препинания при обращении.
Закрепление. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Обобщение по теме: «Предложение»
Контрольная работа по теме: «Предложение».
Работа над ошибками
Повторение
Повторение по теме: «Состав слова»
Правописание гласных и согласных в корне.
Деловое письмо. Объявление.
Повторение. Части речи.
Годовая контрольная работа.
Работа над ошибками
Повторение. Правописание падежных окончаний имен существительных
Повторение. Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Повторение. Склонение личных местоимений

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23

133
134
135
136

Повторение. Правописание глаголов
Повторение. Простое предложение.
Повторение. Сложное предложение.
Повторение. Сложное предложение.

1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе
№
п/п

Раздел, тема

Количество
часов

Форма организации занятий
Теор. Практ. Контр.

Сл.раб.

Форма
контроля/

Дата

Разв.речи
1 четверть
Повторение.

6

1

1.1.

Предложение. Простое и сложное
предложение.

1

1

1.2.

Подлежащие и сказуемое в простом и
сложном предложени.

1

1

1.3.

Сложные предложения с союзами И, А, НО и
без союзов.

1

1

1.4.

Предложения с однородными членами.

1

1

Работа с
диалогом(15)

1.5.

Контрольный диктант «Предложения». Работа
над ошибками. Закрепление изученного.

2

2

Деловое письмо
(16)

1.

5
Работа с
диалогом(1)

Отечество,
гражданин,Конституция

Письмо по
памяти(7)

24

Слово. Состав слова.

15

15

2.1.

Части слова. Однокоренные слова.

1

1

2.2.

Единообразное написание однокоренных слов.
Однокоренные слова разных частей речи.

1

1

2.3.

Правописание гласных и согласных в корне
слова. Административная контрольная работа.

1

1

2.4.

Способ проверки гласных и согласных в корне
слова.

1

1

2.5.

Единообразное написание гласных и
согласных в корне слов.

1

1

2.6.

Гласные и согласные в приставках.
Образование слов с помощью приставок.

1

1

2.7.

Различение приставок и предлогов.

1

1

2.8.

Правописание гласных и согласных в
приставке и корне.

1

1

Сочинение (40),
письмо по памяти
(42)

2.9.

Деловое письмо. Объяснительная записка

1

1

Сочинение
комментированное
письмо

2.10. Образование сложных слов с
соединительными гласными.

1

1

2.11. Образование сложных слов без
соединительных гласных.

1

1

2.12. Упражнения на закрепление по теме «Состав

1

1

2.

Сочинение (30)

Демократия,
демонстрация

Работа с
диалогом(36)

Аэродром,
25

типография,телеграф,
электростанция

слова»

2.13. Обобщающий урок по теме «Состав слова».

1

2.14.

Проверочный диктант по теме «Состав слова.
Орфограммы корня слова» с грамматическим
заданием

1

2.15

Работа над ошибками. Закрепление изученного по
теме «Состав слова»

1

Имя существительное как часть речи.

14

3.1.

Имена существительные как часть речи.
Основные грамматические категории имени
существительного.

1

3.2.

Правописание собственных имен
существительных.

1

3.3.

Существительные единственного числа с
шипящей на конце слова.

1

3.4

Три склонения имен существительных.

1

3.5

Единообразное написание ударных и
безударных падежных окончаний имен

1

3.

Описание картины
И.Шевандровой «В
сельской»

1

Письмо по
памяти(78)
Национальность,
территория

26

существительных единственного и
множественного числа.
3.6

Правописание безударных падежных
окончаний единственного числа.

1

3.7

Правописание падежных окончаний имен
существительных во множественном числе.

1

3.8

Правописание существительных
множественного числа в родительном падеже
с шипящей.

1

3.9

Контрольный диктант за первую четверть.

1

3.10

Работа над ошибками. Закрепление
изученного.

1

3.11

Правописание падежных окончаний
единственном и множественном числе.

1
2 четверть

3.12

Несклоняемые имена существительные.

1

3.13. Обобщающий урок по теме «Имя
существительное»

1

3.14. Деловое письмо. Автобиография. Анкета.

1

4.

Имя прилагательное

17

4.1

Согласование имен прилагательных с
существительным в роде, числе, падеже.

1

4.2

Роль прилагательных в речи.

1

Фойе, кафе, пианино

Работа с
диалогом(104)
Изложение (106),

27

Деловое письмо
(107)

4.3.

Родовые окончания прилагательных.

1

4.4

Способы проверке безударных окончаний
имен прилагательных.

2

4.5.

Согласование прилагательных с
существительными в падеже.

1

1

4.6.

Упражнения в правописании безударных
окончаний прилагательных в единственном и
множественном числе.

1

1

4.7.

Имена прилагательные на - ий, - ья,-ье

1

1

4.8.

Склонение прилагательных мужского и
среднего рода на – ий, -ье. Наблюдение за
окончаниями прилагательных.

1

2

Склонение прилагательных женского рода на
–ья. Наблюдение за окончаниями
прилагательных.

1

4.9

.4.10 Склонение прилагательных во множественном
числе на – ьи. Наблюдение за окончаниями
прилагательных.
4.11

Правописание падежных окончаний имен
прилагательных на – ий, -ья, -ье, -ьи.

Изложение (139)

Искусство, фестиваль,
абонемент

Работа с
диалогом(146),
Сочинение (149)

1

1

1

1

1

28

4.12

Сочинение по картине И. Шевандроновой «В
сельской библиотеке» по данным вопросам с
дополнением предшествующих событий.

1

4.13

Упражнения правописаний безударных
гласных в разных частях слова.

1

4.14

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1

4.15

Проверочный диктант по теме «Имя
прилагательное» с грамматическим заданием.

1

4.16

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

1

Местоимение.

11

5.1.

Местоимение как часть речи. Лицо и число
местоимений. Значение в речи.

1

5.2.

Род местоимений 3-го лица ед.числа.

1

5.3.

Склонение местоимений 1-го лица.

1

5.4.

Контрольная работа за I полугодие.

1

5.5.

Работа над ошибками.

1

5.6

Склонение местоимений 2-го лица.

1

5.7

Склонение местоимений 3-го лица.

1

5.8

Правописание личных местоимений с
предлогами.

1

5.9

Правописание личных местоимений 3 лица с

1

5.

29

предлогами.
5.10

Урок развития письменной связной речи.
Деловое письмо. Заявление о приеме на
работу.

1

5.11

Обобщающий урок по теме «Личные
местоимения». Закрепление изученного в
первом полугодии.

1

3 четверть

Глагол.

46

6.1.

Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.

1

6.2.

Группы глаголов по значению (Глаголы речи,
чувства, движение, звучание, труда) и их
использование в речи.

1

6.3.

Неопределенная форма глагола на - ть, -ти, чь

1

6.

1
Работа с
диалогом(179)
Рентген, операция,
санаторий

Письмо по
памяти(186),
Сочинение (187)

6.4.

Мягкий знак после шипящих на конце
глаголов неопределённой формы

2

6.5.

Изменение глаголов по временам

1

6.6.

Проверочный диктант «Личные местоимения.
Неопределенная форма глагола

1

Секретарь, швея

Сочинение (197)
Комментированное
письмо (200),
Работа с
30

диалогом(202)

6.7.

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

1

6.8.

Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам и числам.

1

Комментированное
письмо (210),
Изложение (212)

6.9.

Урок развития письменной связной речи.
Деловое письмо. Доверенность. Расписка.

1

6.10. Правописание НЕ с глаголами

1

6.11. Изменение глаголов настоящего и будущего
времени по лицам и числам.

1

6.12. Правописание глаголов 2 лица единственного
числа.

1

6.13. Использование глаголов 2 лица единственного
числа письменных высказываниях

1

Письмо по
памяти(221)

Промышленность

Комментированное
письмо (227),
Работа с
диалогом(228),
Изложение
(229,230)
Сочинение (231)

6.14. Глаголы 3 лица единственного и
множественного числа.

1

1

Капитализм

Изложение (256),
Письмо по
памяти(267),
Деловое письмо
(274)
31

6.15. Различение глаголов на –ТСЯ, -ТЬСЯ

1

1

6.16. Правописание глаголов с -ТСЯ, -ТЬСЯ

1

1

Изложение (282),
Комментированное
письмо (284),
Работа с
диалогом(285),
Сочинение (286),
Деловое письмо
(287)

6.17. Упражнения правописания глаголов с -ТСЯ, ТЬСЯ

1

6.18. Закрепление правил правописания мягкого
знака после шипящих на конце глаголов и
перед -СЯ, -ТСЯ, -ТЬСЯ

1

6.19. Самостоятельная работа по теме «Глагол.
Неопределенная форма глагола. Изменение
глаголов по временам. Правописание
окончаний глаголов 2 лица единственного
числа, окончание глаголов прошедшего
времени, глаголов на –ТСЯ, -ТЬСЯ»

1

6.20

Работа над ошибками. Закрепление
изученного.

1

6.21

Изменение глаголов в настоящем и будущем
времени по лицам и числам. Понятие о
спряжении. Наблюдение за окончаниями
глаголов при спряжении.

1

1

1

32

6.22

Понятие о глаголах 1 и 2 спряжения.

1

6.23

Различие окончаний глаголов 1 и 2 спряжения

1

6.24

Урок развития письменной связной речи.
Сочинение - описание «Летнее утро» по
иллюстрации, данному началу и опорным
словосочетаниям.

1

6.25

Ударные и безударные личные окончания
глаголов.

1

6.26

Правило проверки безударных личных
окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

1

6.27

Проверка правильности написания личных
окончаний глаголов по правилу

1

6.28

Упражнения в правописании личных
окончаний глаголов 2 спряжения.

1

6.29

Правописание глаголов 1 спряжения.

1

6.30

Различие безударных личных окончаний
глаголов 1 и 2 спряжений.

1

6.31

Правописание безударных глаголов 1 лица
множественного числа 1, 2 спряжения.

2

6.32

Контрольная работа за 3 четверть. Работа над
ошибками. Закрепление изученного.

2

6.33

Правописание безударных окончаний глаголов
2 лица множественного числа 1 , 2 спряжения

1

6.34

Правописание безударных окончаний глаголов

1
33

3 лица единственно числа 1, 2 спряжения
6.35

Правописание безударных окончаний глаголов
3 лица единственного и множественно числа1,
2 спряжения

1

6.35

Правописание безударных личных окончаний
глаголов 1, 2 спряжений.

1

6.36

Урок развития письменной связной речи.
Сочинение по личным наблюдениям, на
основе имеющихся знаний «Моя малая
Родина»

1

6.37

Правописание безударных окончаний
существительных, прилагательных, глаголов.

1

6.38

Упражнения в применении правил
правописания в разных частях слова.

1

6.39

Упражнения в правописание глаголов:
безударные гласные в личных окончаниях,
окончания глаголов прошедшего времени,
мягкий знак после шипящих, НЕ с глаголами, ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

1

6.40

Обобщающий урок по теме «Глагол».

1

6.41

Контрольный диктант «Глагол. НЕ с
глаголами. Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в
глаголах. Мягкий знак после шипящих в
глаголав 2 лица единственного числа». Работа
над ошибками. Обобщение изученного.

2

4 четверть
34

Предложение.

27

7.1.

Простое предложение. Распространенные и
нераспространенные

1

7.2.

Главные и второстепенные члены
предложения. Связь слов в предложении.

1

7.3.

Упражнения в составлении простых
распространенных предложений

1

7.4

Простое предложение с однородными членами
и запятые при однородных членах.

1

7.5.

Главные и второстепенные члены приложения
в качестве однородных .

1

7.6.

Нераспространенные и распространенные
однородные члены предложения

1

7.7.

Распространение однородных членов
предложения

1

7.8.

Знаки препинания при однородных членах без
союзов, с союзами А, НО, одиночным И,
повторяющимся союзом И

1

7.9.

Обращение в предложении и знаки
препинания при обращении

1

7.10. Составление предложений с обращениями

1

7.

7.11

Урок развития письменной связной речи.
Сочинение по личным наблюдениям «Мой год
в школе».

Гарнитур

Бандероль, квитанция

Клиент, почтамт

1

35

7.12

Знаки препинания в конце предложения.
Восклицательные предложения.

1

7.13

Вопросительные предложения.

1

7.14

Сложные предложения, предложения с
союзами И,, А, НО и без союзов.

1

7.15

Распространение сложных предложений.

1

7.16

Сравнение простых предложений с
однородными членами, соединёнными союзом
И, со сложными предложениями с союзом И

1

7.17

Сравнение простых предложений с
однородными членами со сложными
предложениями

1

7.18

Сложные предложения со словами
КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО, ЧТОБЫ,
ПОТОМУ ЧТО. Постановка знаков
препинания перед этими словами.

1

7.19

Составление сложных предложений со
словами КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО,
ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.

1

7.20

Упражнения в постановке знаков препинания
в сложных предложениях.

1

7.21

Восстановление деформированных сложных
приложений

1

7.22

Контрольная работа за год. Работа над
ошибками. Закрепление изученного.

2

36

7.23

Урок развития письменной связной речи.
Изложение «Вечный свет подвига» по
данному плану и опорным словам. Работа над
ошибками.

2

7.24

Обобщение по теме «Предложение.
Обращение».

2

№
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15
16

Раздел
Повторение

Звуки и буквы

Календарно-тематическое планирование по русскому языку
9класс
Тема урока
Предложение
Однородные члены предложения
Обращение
Сложное предложение с союзами. Знаки препинания
Сложное предложение со словами который,когда,где,что,потому
что
Обобщение по теме "Предложение". Контрольная работа по теме
«Предложение»
Звуки гласные и согласные
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие
Гласные ударные и безударные
Обозначение мягкого согласного буквой ь. Деловое письмо.
Объявление.
Обозначение звонких и глухих согласных на письме
Буквы е,ё,ю,я в начале слова
Разделительный ь и ъ. Количество букв и звуков в словах.
Закрепление по теме «Звуки и буквы». Предупредительный диктант
по теме « Звуки и буквы».

Кол-во часов
1
1
1
1

Дата

1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
37

17.
18.
19.
20.

Слово. Состав слова

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Части речи. Имя
существительное
31.
32.
33.
34.
35.
36
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

Имя прилагательное

Разбор слова по составу
Единообразное написание ударных и безударных гласных.
Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне.
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне
зависимости от произношения.
Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-).
Закренление по теме «Состав слова».
Сложные слова. Образование сложных слов
Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и
без них.
Сложносокращенные слова
Обобщение по теме «Состав слова»
Контрольная работа за 1 четверть.
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Расписка
Имя существительное как часть речи. Роль существительного в
речи. Основные грамматические признаки имени
существительного.
Грамматические признаки имени существительного
Правописание падежных окончаний имени существительного.
Несклоняемые имена существительные.
Обобщение по теме «Имя существительное».
Повторение изученного. Занимательные задания по грамматике.
Контрольная работа по теме « Имя существительное».
Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное».
Работа над ошибками
Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речи.
Согласование имен прилагательных с существительными
Правописание окончаний имен прилагательных
Правописание имен прилагательных. Правописание имен
прилагательных на ИЙ,ЬЕ,ЬЯ,ЫЕ.
Грамматические признаки имени прилагательного
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное». Работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
38

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.

Личные местоимения

Глагол

над ошибками
Деловое письмо. Объяснительная записка
Личное местоимение как часть речи
Лицо и число местоимений
Склонение личных местоимений единственного числа
Склонение личных местоимений множественного числа
Правописание местоимений с предлогами
Правописание личных местоимений 3-го лица
Правописание личных местоимений 3-го лица
Обобщение по теме «Личные местоимения»
Обобщение по теме «Личные местоимения»
Обобщение по теме «Склонение личных местоимений»
Контрольная работа по теме «Личные местоимения»
Анализ контрольной работы по теме «Личные местоимения».
Работа над ошибками.
Контрольная работа за 1 полугодие.
Глагол как часть речи
Глагол как часть речи. Грамматические признаки глаголов.
Неопределенная форма глагола
Правописание глаголов с частицей НЕ
Изменение глаголов по лицам и числам
Изменение глаголов по лицам и числам
Правописание личных окончаний глаголов
Правописание личных окончаний глаголов
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
Правописание окончаний глаголов I спряжения
Правописание окончаний глаголов I спряжения
Правописание окончаний глаголов II спряжения
Правописание окончаний глаголов II спряжения
Повелительная форма глагола
Повелительная форма глагола
Правописание Ь в глаголах
Обобщение по теме «Глагол»
Деловое письмо. Резюме
Обобщение по теме «Глагол»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39

81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.

Наречие

93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.

Имя числительное

Части речи

Предложение

Контрольная работа по теме «Глагол»
Анализ контрольной работы по теме «Глагол». Работа над
ошибками
Наречие как часть речи. Понятие о наречии.
Наречие как часть речи
Наречия, обозначающие время, место, способ действия
Наречия, обозначающие время, место, способ действия
Правописание наречий с суффиксами А и О на конце
Правописание наречий с суффиксами А и О на конце
Обобщение по теме «Наречие»
Обобщение по теме «Наречие»
Контрольная работа по теме «Наречие»
Анализ контрольной работы по теме «Наречие». Работа над
ошибками
Имя числительное как часть речи
Числительные количественные и порядковые
Правописание числительных от 5 до 20 и 30
Правописание числительных от 50 до 80
Правописание числительных от 500 до 900
Правописание числительных 90, 200, 300, 400
Обобщение по теме «Имя числительное»
Деловое письмо. Доверенность
Обобщение по теме «Имя числительное»
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
Контрольная работа за 3 четверть.
Части речи. Отличительные признаки
Части речи. Отличительные признаки
Дифференциация прилагательного и числительного
Дифференциация прилагательного и числительного
Дифференциация прилагательного и наречия
Дифференциация существительного и местоимения
Обобщение по теме «Части речи»
Обобщение по теме «Части речи»
Контрольная работа по теме «Части речи»
Простое предложение. Члены предложения
Простое предложение. Члены предложения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
40

115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132
133.
134.
135.
136.

Однородные члены предложения без союзов
Однородные члены предложения с союзами
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И
Однородные члены предложения
Обращение
Обращение. Знаки препинания при обращении
Обращение. Знаки препинания при обращении
Сложное предложение. Знаки препинания
Сложное предложение с союзами
Сложное предложение без союзов
Сложное предложение с союзными словами
Сложное предложение с союзными словами
Сложное предложение. Знаки препинания
Прямая речь. Понятие о прямой речи
Прямая речь
Прямая речь
Обобщение по теме «Предложение»
Обобщение по теме «Предложение»
Годовая контрольная работа
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Повторение пройденного за год
Повторение пройденного за год

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».